Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Большой завод в большом городе

Общество
Большой завод в большом городе

Черная металлургия всегда была и остается базовой отраслью промышленности любой страны, и Московский металлургический завод (ММЗ) «Серп и Молот» – одно из ее старейших российских предприятий. Он был основан в 1883 г. предпринимателем Гужоном и начинался с мастерских по изготовлению проволоки. Сейчас это многопрофильное предприятие, в его структуру входят производства: сталеплавильное, сортовой горячекатаной и холоднотянутой стали, листопрокатное и лентопрокатное, а также производство проволоки и стали со специальной отделкой поверхности. В жизни завода было несколько сложных периодов, и в один из них в 1996 г. предприятие возглавил генеральный директор Сергей Леонидович Пареньков. Именно он сумел сделать все возможное, чтобы разрешить кризисную ситуацию. С. Л. Пареньков родился в Норильске в семье потомственных металлургов. В детстве он мечтал работать в разведке, но, соблюдая семейные традиции, окончил Институт стали и сплавов по специальности «инженерметаллург» и начал работу на ММЗ «Серп и Молот» сменным мастером. Потом была должность начальника цеха, а в 1987 г. – заместителя директора. Последние 11 лет Сергей Леонидович работает на заводе генеральным директором. Сегодня С. Л. Пареньков рассказывает нашим читателям о жизни завода, о сложностях, которые преодолевал коллектив, и о том, чем сейчас живет ММЗ «Серп и молот». – Сергей Леонидович, давайте начнем разговор с 1996 года. Чем он Вам запомнился? – Тогда я стал генеральным директором завода, а ситуация на предприятии сложилась очень непростая: уже началась процедура банкротства и производство планировалось закрывать. Тяжелейшее положение предприятия стало следствием общего кризиса экономики страны, и объемы выпускаемой им продукции снизились до уровня 5–10% производственных мощностей. В 1997– 1998 гг. на заводе за счет введения процедуры внешнего управления удалось приостановить кризис и улучшить финансово-экономическое положение завода. Совместно с правительством Москвы была разработана Программа выхода из кризиса на период 1999-2003 гг. Она предусматривала реструктуризацию задолженности завода, достижение определенных показателей производства и обеспечение финансовой устойчивости предприятия. Правительство Москвы поставило задачу приоритетного удовлетворения потребностей столичных предприятий в металлопродукции и участия завода в целевых программах. Мы получили серьезную поддержку от кредиторов, акционеров и, конечно, от властных структур, что мобилизовало весь коллектив ММЗ «Серп и Молот». В наши силы и возможности поверили, и мы, закончив процедуру банкротства, начали работу с «чистого листа». – А как складывалась ситуация далее? – С началом очередного сложного периода в отрасли в 2000 г. мы попали «в новый клинч». Исторически так сложилось, что необходимое сырье для работы нашего предприятия привозились в Москву со всей страны – из Челябинска, Череповца, с Магнитки и т. д. А выпущенная нами продукция снова отправлялась на предприятия всей России. Однако в связи с выборной компанией в США выросла внутренняя цена на металл. И российским производителям металла стало гораздо выгоднее отправлять заготовки в Штаты, чем на «Серп и Молот». Тогда, чтобы выжить, нам приходилось изобретать сложнейшие схемы финансового взаимодействия с партнерами. В этот период крупные металлургические комбинаты организовали свои производства и начали обрабатывать заготовки самостоятельно, а мы остались без заказов. Стало ясно, что без радикальных изменений в стратегии развития заводу не выжить. Было принято решение объединиться с крупной стальной группой «Мечел», имевшей собственную сталь, которая могла бы загрузить наше производство, в т. ч. под свои заказы. Город поддержал наше решение, но мы хотели хотя бы в течение года убедиться в эффективности такого сотрудничества. И выяснилось, что у нас с «Мечел» имеются принципиальные разногласия. Заводу предлагались «оперативные хирургические мероприятия», а мы рассчитывали на долгосрочные вложения в модернизацию производства. Так что сотрудничества не получилось. – И какой же тогда путь развития завода был выбран? – Прежде, чем ответить на этот вопрос, напомню, что металлургия стоит на стыке двух отраслей – добывающей и перерабатывающей. Мы напрямую зависим от добычи сырья, а чтобы успевать за прогрессом в отрасли, должны постоянно внедрять новые технологии переработки. Высочайшие температуры (до +1600° С), большие скорости проката металла (50 м/с), высокое давление при обжиме проходящего металла – сочетание таких экстремальных факторов требует оптимизации всех автоматических процессов. Для этого на заводе ведутся постоянные разработки, которые позволяют снижать затраты и повышать производительность труда. Учитывая, что конкуренция на мировом рынке в нашей отрасли сегодня необычайно высока, применение технологий, позволяющих добиться этих двух показателей, – главное условие успешной работы предприятия. Поэтому, для решения проблемы с поставками заготовок, мы самостоятельно освоили производство различных марокстали. В итоге, сегодня мы занимаем 2-3-е место в стране по разливке сложных марок стали, причем по ряду марок мы единственные в России производители. Но мы понимаем, что вряд ли сможем сохранить весь комплекс нашей продукции: многие позиции стали менее востребованными из-за появления на российском рынке импортных товаров. Раньше у нас много нержавейки требовалось для нужд медицинской и пищевой промышленности, сейчас же за счет появления импортных конечных товаров наша продукция пользуется меньшим спросом. Поэтому, прекрасно понимая, что мы не сможем конкурировать с импортом во всем, нам приходится выбирать, что производить и развивать, а от чего нужно отказываться. Сегодня значительно изменились торговые потоки и состав потребителей нашей продукции. Например, ВПК, бывший ранее одним из самых приоритетных и масштабных наших заказчиков, резко снизил объем закупок. И хотя мы по-прежнему сохраняем с ним партнерские отношения, сегодня отнести ВПК к числу крупных потребителей нашей продукции мы уже не можем. Так что, первый принцип нашей тактики развития – производство уникальной продукции, второй – освоение новых технологий. При этом приоритет, конечно, отдается уникальной продукции, выпуск которой хоть и требует повышенных затрат, но и доход приносит ощутимый. – Как реализуется эта тактика руководством завода? – Мы выпускаем дорогие нержавеющие металлы с применением дорогостоящих добавок типа никеля и хрома и легированную сталь, постоянно ищем новые пути для развития, осваивая новые технологии. Например, решаем целый ряд проблем, сегодня наиболее актуальных для многих производств. Как оптимизировать использование имеющихся производственных мощностей (цеха, оборудование и др.)? Как максимально грамотно провести модернизацию имеющихся и приобрести новые основные фонды? Как наиболее эффективно проводить профессиональную переподготовку и использовать уже имеющуюся высокую квалификацию наших специалистов и рабочих? Ведь так называемую «проблему человеческого фактора» необходимо решать в первую очередь: многие сотрудники отработали на заводе много лет, и им психологически сложно менять место работы. Хотя здесь есть реальный выход: можно обучить специалистов работе с новыми технологиями. Еще одна проблема – специфика нашего производства. Современное металлургическое предприятие требует дисциплины, ответственности, знаний, тем более при работе с уникальной продукцией. Производство стали редких марок для атомных реакторов, авиации, космических нужд требует гораздо большей ответственности, чем, например, при выпуске обычной арматуры. И ущерб от ошибок во время уникальной плавки несоизмеримо выше, чем от брака при изготовлении арматуры. Поэтому, наряду с повышением квалификации, нужно менять и отношение людей к своему труду. Что касается оборудования, то у нас есть своя программа по использованию выработавшего свой ресурс оборудования. Полностью отработавшая свой срок техника идет на переплавку, а то, что еще можно использовать, передаем нашим партнерам на Ярцевский и другие металлургические заводы. Период преобразования состоит из 2-х этапов и рассчитан до 2009 г. Сегодня мы закупаем новое оборудование для производства одного из дорогих продуктов – нержавеющей ленты. Из нее производится нержавеющая труба, которая стоит уже гораздо дороже. Тогда мы начали производить и такие трубы. Прибыль от их продажи позволяет нам модернизировать производство, закупать новое оборудование. В частности, мы купили два современнейших итальянских прокатных стана с лазерной техникой для производства труб. Учитывая, что 85% нержавеющих труб приходит в Россию по импорту, я считаю, что наша продукция должна быть востребована потребителями. Для достижения максимальной эффективности производства мы, производя трубы, должны выпускать и различную фурнитуру к ним. Еще одно направление, которое мы решили сохранить, – старинная ковка. Это традиции, дань истории, и в своем роде уникальная продукция. Будем также заниматься и энергосберегающими технологиями. Мы планируем разумно использовать территории завода. У нас есть комплекс цехов, не вписывающихся в новую концепцию развития, поэтому мы пришли к соглашению с городом: отдать часть этих зданий под реконструкцию, сохранив при этом, что немаловажно, их архитектуру. Часть территории будет отдана под постоянно действующую Промышленно-торговую выставку с сохранением нашего торгового знака «СиМ-Экспо». Этот проект дает нам возможность привлечь дополнительные инвестиции в реформирование производственных площадей. Надо разумно вписываться в растущий город, меняться вместе с ним, сохраняя при этом свое лицо. Мы хотим быть нужными городу, потому что мы его часть, его история и будущее.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.