Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Может ли полиция использовать в качестве доказательства запись «прослушки»?

Полицейский с Петровки. Может ли полиция использовать в качестве доказательства запись «прослушки»?

Лучшие места для отпуска в Китае

Лучшие места для отпуска в Китае

Полицейский с Петровки. Выпуск 43

Полицейский с Петровки. Выпуск 43

Драгоценности

Драгоценности

Карелия

Карелия

Арбуз, рецепты

Арбуз, рецепты

Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар

Буланова

Буланова

Развод Диброва

Развод Диброва

Живые сувениры на Патриках

Живые сувениры на Патриках

Главный ориентир Владимира Якунина

Общество
Главный ориентир Владимира Якунина

…Потрясающе, не правда ли? То есть получается, что он провел там более 70 лет своей жизни! Речь идет о Московской специальной школеинтернате № 1 для слепых детей. Попал он туда не случайно. Рязанский мальчик с атрофией зрительного нерва оказался там по рекомендации окулиста Юлии Дмитриевны Жаренцовой.Он запомнил ее на всю жизнь – опытный офтальмолог не только помогла ему сохранить остаток зрения, но и посодействовала в обустройстве дальнейшей жизни, можно сказать, решила его судьбу…[b]Чемоданчик с «лягушкой»[/b]В интернате им, живым, подвижным ребенком, сразу заинтересовался талантливый тифлопедагог Лев Болеславович Самбикин, который руководил в школе гимнастической секцией и одновременно занимался научными разработками в области реабилитации слепых детей. Володя Якунин был одарен от природы и по своим физическим данным вполне мог стать гимнастом всесоюзного масштаба, если бы не плохое зрение.В интернате мальчишка быстро стал, можно сказать, «звездой» первой величины. Правда, в те далекие годы не было ни паралимпиад, ни даже болееменее крупных соревнований среди слепых. Зато на школьных состязаниях Володя всегда побеждал.За первую победу ему вручили модный тогда черный дорожный чемоданчик с металлическими заклепками и затейливым замочком под названием «лягушки», который он хранит до сих пор.Чтобы поддержать способного ученика, Самбикин предложил Володе перевестись в спортивную школу «Трудовые резервы», учеба в которой гарантировала достойную тренерскую работу, но юноша решил окончить родной интернат и поступить в педагогический институт на школьное отделение. Защитив диплом, пришел за благословением к наставнику. Хочу, мол, в свою школу вернуться. Учителем физкультуры. «Я буду этому только рад», – ответит тот. Но начинающий педагог даже не предполагал, сколь труден и тернист этот путь.Свой первый самостоятельный урок Владимир проводил под присмотром Льва Болеславовича. И очень стеснялся этого, хотя понимал, что без советов мудрого педагога не обойтись.Так, именно он подсказал ему идею завершать уроки физкультуры развлекательными играми, такими как «Медведи во бору», «Кот и мыши», которые впоследствии стали своеобразными «брендами» педагога Якунина. «Вспомни себя в детстве, Володя, наверняка любил играть во дворе с ребятами? И чтобы ребята полюбили уроки физкультуры, каждый завершай игрой» – эти слова вошли в сердце.А книга Самбикина «Игры для слепых детей» стала для Якунина настольной. Она и сейчас в его домашней библиотеке.[b]Нельзя говорить «нельзя»![/b]О том, что он будет работать в школе с приставкой «спец», Владимир, конечно, знал. Знал он и то, что это накладывает на учителя дополнительные обязанности и требует особых знаний.А вот об особой «кухне» педагога не задумывался. Все казалось таким простым и естественным. А тут – столько всего учесть необходимо. Общими институтскими методиками и рекомендациями не обойтись, надо составлять свои, индивидуальные, нередко написанные для конкретного ребенка. Ведь предстояло работать с незрячими детьми.А для них физкультура не может быть второстепенным уроком. Движения нужны незрячим людям не только для здоровья, но и для развития чувства пространства, а в целом и мироощущения. Но как сделать этот процесс не только увлекательным, но и безопасным?Владимир Михайлович окружал спортивные снаряды страховочными матрасами, беговые дорожки буквально «вылизывал», старался занятия проводить подальше от стены, направление броска, если речь шла о мяче, определял постукиванием палочки по баскетбольному мячу. В течение 45 минут занятий он практически не закрывал рта.Надо было не просто показывать, а проговаривать каждое новое движение. А во время игр его голос служил главным ориентиром разгоряченным азартом ребятам.Было у Якунина и еще одно правило: никогда не пользоваться на уроках запретительными командами: не ходи, нельзя, не трогай. Как известно, запреты рождают комплексы и могут больно ранить хрупкие души незрячих малышей, надолго отбить у них охоту выходить из дома. Якунин считал, что если слепой ребенок не может или боится прыгнуть с разбега в длину, пробежать дистанцию, то это не значит, что он должен весь урок простоять в сторонке, наблюдая, как это делают более ловкие.Страх можно преодолеть. А умению – научиться. Якунин клал руку малыша на спинку стула, указывал направление бега, предлагал, опираясь на стул, сделать пробные беговые шаги. И когда появится уверенность, выполнить их на скорости.Большим подспорьем для него были и озвученные мячи, которые учителя «готовили» своими силами. Обычную резиновую камеру набивали горохом или фасолью, надували, вставляли в покрышку и крепко зашнуровывали. Первый озвученный мяч современного образца с колокольчиком внутри в школу привез из Англии директор интерната.Позже в качестве заграничных презентов их передавали школе и работники аппарата ЦП ВОС. А впоследствии они стали использоваться не только на уроках физкультуры, но и в таких популярных среди незрячих играх, как голбол, торбол, роллингбол.[b]Добрый, как папа[/b]Учитель физкультуры был так увлечен своей работой, что буквально дневал и ночевал в школе. Помимо обычных занятий, он проводил соревнования по легкой атлетике, гимнастике, лыжам, конькам, для малышей – эстафету «Веселые старты». Устраивал туристические вылазки в Сокольнический парк, где ребята играли в войну. Иногда в воскресенье на электричке всем классом добирались до деревни Ревково, чтобы промчаться с горы на лыжах. Летом выезжали в лагерь интерната, на «костры и походы». Пели под баян песни, пекли картошку, жарили на прутиках кусочки хлеба. Иногда в доме рыбака брали напрокат лодку. Порой заплывали в настоящие заросли, трогали руками сплетенные над водой ветви кустарников.Иногда просто дурачились, наряжались привидениями, чтобы попугать сельских ребятишек.А однажды были свидетелями урагана, который пронесся, слава богу, стороной, повалив березки в соседнем лесу. Ребята ходили туда, трогали деревья, которые лежали в рядок, сраженные неведомой силой. В общем, они смеялись, плакали, удивлялись, наслаждались, как все обычные дети, но при этом понимая и принимая как данность то, что мир становится для них «своим» только благодаря умению вслушиваться в него.Так, с помощью физкультуры Якунин превращал замкнутых и неловких незрячих ребятишек в раскованных людей, хорошо чувствующих живое пространство, что очень пригодилось каждому из них в дальнейшей жизни. Ну и за все это они, конечно, безумно любили его.Он – свой, добрый, родной и надежный. Именно таким дети представляли своего папу, которого, к сожалению, многие ребятишки, живущие в интернате, образно говоря, даже и в глаза не видели.С именем Якунина связаны и первые международные соревнования по легкой атлетике среди незрячих. Они стали проводиться сразу же после Московского фестиваля молодежи и студентов по иницитиве Льва Самбикина. Сначала в Ленинграде, а потом в Чехословакии.Главным фаворитом на них была команда Московской школы-интерната № 1, в подготовку которой внес свой вклад и Владимир Якунин.Он же вместе с Самбикиным стоял у истоков спортивной работы на предприятиях Общества слепых, помогал в создании лыжных, конькобежных, легкоатлетических секций, проведении соревнований.[b]Талант, он везде талант[/b]В последние годы Владимир Михайлович работал учителем по ориентировке. Занимался с детьми, которые плохо чувствовали пространство, составлял индивидуальные методики для них, учил самостоятельно ходить сначала в условиях зала, затем на улице, ориентируясь при этом на звук. Его ученики могли свободно, без сопровождающих, перемещаться из класса в класс, добираться до столовой, бытовых комнат.На пенсию ушел два года назад, отработав на педагогическом поприще пятьдесят четыре года. Реализовал он и другой свой талант – артистический.Занимался в кружке художественного слова. Недавно стал призером смотра художественной самодеятельности среди учителей Северо-Восточного округа Москвы. С женой Идеей Николаевной прожили вместе 50 лет. Она тоже работала в школе-интернате № 1, сначала воспитателем, затем учителем начальных классов.Сейчас, находясь на пенсии, Владимир Михайлович не изменил своим физкультурным пристрастиям. Считает, что именно движения помогают ему сохранить бодрость и в пожилом возрасте. Каждое утро делает зарядку, у него свой комплекс упражнений.В том, что среди выпускников Московской школыинтерната № 1 для слепых детей так много успешных людей, есть и его заслуга.Ведь первую уверенность в себе незрячие ребята ощущали именно на уроках физкультуры.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.