Главный ориентир Владимира Якунина
…Потрясающе, не правда ли? То есть получается, что он провел там более 70 лет своей жизни! Речь идет о Московской специальной школеинтернате № 1 для слепых детей. Попал он туда не случайно. Рязанский мальчик с атрофией зрительного нерва оказался там по рекомендации окулиста Юлии Дмитриевны Жаренцовой.Он запомнил ее на всю жизнь – опытный офтальмолог не только помогла ему сохранить остаток зрения, но и посодействовала в обустройстве дальнейшей жизни, можно сказать, решила его судьбу…[b]Чемоданчик с «лягушкой»[/b]В интернате им, живым, подвижным ребенком, сразу заинтересовался талантливый тифлопедагог Лев Болеславович Самбикин, который руководил в школе гимнастической секцией и одновременно занимался научными разработками в области реабилитации слепых детей. Володя Якунин был одарен от природы и по своим физическим данным вполне мог стать гимнастом всесоюзного масштаба, если бы не плохое зрение.В интернате мальчишка быстро стал, можно сказать, «звездой» первой величины. Правда, в те далекие годы не было ни паралимпиад, ни даже болееменее крупных соревнований среди слепых. Зато на школьных состязаниях Володя всегда побеждал.За первую победу ему вручили модный тогда черный дорожный чемоданчик с металлическими заклепками и затейливым замочком под названием «лягушки», который он хранит до сих пор.Чтобы поддержать способного ученика, Самбикин предложил Володе перевестись в спортивную школу «Трудовые резервы», учеба в которой гарантировала достойную тренерскую работу, но юноша решил окончить родной интернат и поступить в педагогический институт на школьное отделение. Защитив диплом, пришел за благословением к наставнику. Хочу, мол, в свою школу вернуться. Учителем физкультуры. «Я буду этому только рад», – ответит тот. Но начинающий педагог даже не предполагал, сколь труден и тернист этот путь.Свой первый самостоятельный урок Владимир проводил под присмотром Льва Болеславовича. И очень стеснялся этого, хотя понимал, что без советов мудрого педагога не обойтись.Так, именно он подсказал ему идею завершать уроки физкультуры развлекательными играми, такими как «Медведи во бору», «Кот и мыши», которые впоследствии стали своеобразными «брендами» педагога Якунина. «Вспомни себя в детстве, Володя, наверняка любил играть во дворе с ребятами? И чтобы ребята полюбили уроки физкультуры, каждый завершай игрой» – эти слова вошли в сердце.А книга Самбикина «Игры для слепых детей» стала для Якунина настольной. Она и сейчас в его домашней библиотеке.[b]Нельзя говорить «нельзя»![/b]О том, что он будет работать в школе с приставкой «спец», Владимир, конечно, знал. Знал он и то, что это накладывает на учителя дополнительные обязанности и требует особых знаний.А вот об особой «кухне» педагога не задумывался. Все казалось таким простым и естественным. А тут – столько всего учесть необходимо. Общими институтскими методиками и рекомендациями не обойтись, надо составлять свои, индивидуальные, нередко написанные для конкретного ребенка. Ведь предстояло работать с незрячими детьми.А для них физкультура не может быть второстепенным уроком. Движения нужны незрячим людям не только для здоровья, но и для развития чувства пространства, а в целом и мироощущения. Но как сделать этот процесс не только увлекательным, но и безопасным?Владимир Михайлович окружал спортивные снаряды страховочными матрасами, беговые дорожки буквально «вылизывал», старался занятия проводить подальше от стены, направление броска, если речь шла о мяче, определял постукиванием палочки по баскетбольному мячу. В течение 45 минут занятий он практически не закрывал рта.Надо было не просто показывать, а проговаривать каждое новое движение. А во время игр его голос служил главным ориентиром разгоряченным азартом ребятам.Было у Якунина и еще одно правило: никогда не пользоваться на уроках запретительными командами: не ходи, нельзя, не трогай. Как известно, запреты рождают комплексы и могут больно ранить хрупкие души незрячих малышей, надолго отбить у них охоту выходить из дома. Якунин считал, что если слепой ребенок не может или боится прыгнуть с разбега в длину, пробежать дистанцию, то это не значит, что он должен весь урок простоять в сторонке, наблюдая, как это делают более ловкие.Страх можно преодолеть. А умению – научиться. Якунин клал руку малыша на спинку стула, указывал направление бега, предлагал, опираясь на стул, сделать пробные беговые шаги. И когда появится уверенность, выполнить их на скорости.Большим подспорьем для него были и озвученные мячи, которые учителя «готовили» своими силами. Обычную резиновую камеру набивали горохом или фасолью, надували, вставляли в покрышку и крепко зашнуровывали. Первый озвученный мяч современного образца с колокольчиком внутри в школу привез из Англии директор интерната.Позже в качестве заграничных презентов их передавали школе и работники аппарата ЦП ВОС. А впоследствии они стали использоваться не только на уроках физкультуры, но и в таких популярных среди незрячих играх, как голбол, торбол, роллингбол.[b]Добрый, как папа[/b]Учитель физкультуры был так увлечен своей работой, что буквально дневал и ночевал в школе. Помимо обычных занятий, он проводил соревнования по легкой атлетике, гимнастике, лыжам, конькам, для малышей – эстафету «Веселые старты». Устраивал туристические вылазки в Сокольнический парк, где ребята играли в войну. Иногда в воскресенье на электричке всем классом добирались до деревни Ревково, чтобы промчаться с горы на лыжах. Летом выезжали в лагерь интерната, на «костры и походы». Пели под баян песни, пекли картошку, жарили на прутиках кусочки хлеба. Иногда в доме рыбака брали напрокат лодку. Порой заплывали в настоящие заросли, трогали руками сплетенные над водой ветви кустарников.Иногда просто дурачились, наряжались привидениями, чтобы попугать сельских ребятишек.А однажды были свидетелями урагана, который пронесся, слава богу, стороной, повалив березки в соседнем лесу. Ребята ходили туда, трогали деревья, которые лежали в рядок, сраженные неведомой силой. В общем, они смеялись, плакали, удивлялись, наслаждались, как все обычные дети, но при этом понимая и принимая как данность то, что мир становится для них «своим» только благодаря умению вслушиваться в него.Так, с помощью физкультуры Якунин превращал замкнутых и неловких незрячих ребятишек в раскованных людей, хорошо чувствующих живое пространство, что очень пригодилось каждому из них в дальнейшей жизни. Ну и за все это они, конечно, безумно любили его.Он – свой, добрый, родной и надежный. Именно таким дети представляли своего папу, которого, к сожалению, многие ребятишки, живущие в интернате, образно говоря, даже и в глаза не видели.С именем Якунина связаны и первые международные соревнования по легкой атлетике среди незрячих. Они стали проводиться сразу же после Московского фестиваля молодежи и студентов по иницитиве Льва Самбикина. Сначала в Ленинграде, а потом в Чехословакии.Главным фаворитом на них была команда Московской школы-интерната № 1, в подготовку которой внес свой вклад и Владимир Якунин.Он же вместе с Самбикиным стоял у истоков спортивной работы на предприятиях Общества слепых, помогал в создании лыжных, конькобежных, легкоатлетических секций, проведении соревнований.[b]Талант, он везде талант[/b]В последние годы Владимир Михайлович работал учителем по ориентировке. Занимался с детьми, которые плохо чувствовали пространство, составлял индивидуальные методики для них, учил самостоятельно ходить сначала в условиях зала, затем на улице, ориентируясь при этом на звук. Его ученики могли свободно, без сопровождающих, перемещаться из класса в класс, добираться до столовой, бытовых комнат.На пенсию ушел два года назад, отработав на педагогическом поприще пятьдесят четыре года. Реализовал он и другой свой талант – артистический.Занимался в кружке художественного слова. Недавно стал призером смотра художественной самодеятельности среди учителей Северо-Восточного округа Москвы. С женой Идеей Николаевной прожили вместе 50 лет. Она тоже работала в школе-интернате № 1, сначала воспитателем, затем учителем начальных классов.Сейчас, находясь на пенсии, Владимир Михайлович не изменил своим физкультурным пристрастиям. Считает, что именно движения помогают ему сохранить бодрость и в пожилом возрасте. Каждое утро делает зарядку, у него свой комплекс упражнений.В том, что среди выпускников Московской школыинтерната № 1 для слепых детей так много успешных людей, есть и его заслуга.Ведь первую уверенность в себе незрячие ребята ощущали именно на уроках физкультуры.