Человеческий голос – самый совершенный музыкальный инструмент
[b]Страшная сила[/b]На страницах “Попурри-мастер” мы неоднократно рассказывали об истории самых разных музыкальных инструментов. Пытались определить роль каждого, разобраться, какой из них человечество изобрело первым. На звание старейшего претендовали и барабан, и пастуший рожок, но по мере изысканий стало ясно – самым главным, самым первым и, кстати, самым совершенным музыкальным инструментом, чья история начинается ещё во времена питекантропов и кроманьонцев, является Голос. Ровесник человечества, этот инструмент дарится щедрой природой каждому ребёнку, а как распорядиться таким даром впоследствии, люди решают сами.Удачное строение горла, голосовых связок, ещё нескольких важнейших элементов и деталей “певческого аппарата” необыкновенно важны для формирования сильного звука, приятного тембра и большого диапазона певца.Вот как описывает “аппарат” Фёдора Ивановича Шаляпина писатель Ираклий Андроников: “Я посмотрел в горло Шаляпину и увидел там... Глотка, она казалась шире шеи Шаляпина. Нёбо – оно высоко поднималось сводом под самые глаза Шаляпина. Язык – он трепетал и покорно располагался возле самых корней зубов. В горле не было ни одной лишней детали, и все оно рассматривалось как чудесное архитектурное сооружение”.По своему страстному накалу, по силе эмоционального воздействия на слушателей с голосом не может сравниться ни один инструмент. Вот почему поклонников и фанатов у вокалистов всегда на несколько порядков больше, чем у самых лучших инструменталистов. На концертах известных певцов зрители впадают в экстатическое состояние и в буквальном смысле сходят с ума. Причём было это всегда, независимо от времени и жанра. На выступлениях Шаляпина и Карузо поклонники точно так же теряли сознание, как и на концертах “Битлз” или Майкла Джексона. А машину Муслима Магомаева в своё время поклонницы зацеловывали так, что живого места не оставалось – одна сплошная губная помада. И это при полном отсутствии современных моющих средств. Вот водителю-то радость! Питерцы очень старшего поколения рассказывали, что красивого оперного тенора Сергея Лемешева в каждый его приезд в колыбель революции после спектакля у служебного входа всегда ждали сотни две поклонниц. Просто ради того, чтобы посмотреть, как он бегом прыгает в машину. Потом расходились, оставив на площади огромную лужу глубиной в два сантиметра. От проникновенного понимания искусства не выдерживал мочевой пузырь.Одним словом, голос – это страшная сила! И частенько использовался в истории не только для пения.[b]Криком единым[/b]Иерихон считался мощной крепостью, не имевшей аналогов не только в древнем Ханаане, но и в последующих веках.Заложенный около восьми тысяч лет до нашей эры, Иерихон был единственным оазисом среди окружавших его песчаных пустынь. Образец фортификационной науки того времени, город имел два кольца стен, наружные из которых были толщиной в полтора метра, а внутренние – доходили до 3,5 метров. Расстояние между стенами достигало 4 метров.Около ХIII века до нашей эры к Иерихону подошла армия израильтян. Взять крепость приступом не представлялось возможным, тогда войско по определённому сигналу одновременно заорало таким “громким и сильным голосом, что обрушились все стены города до своего основания, и весь народ пошел в город, каждый со своей стороны, и взяли город”.Это вроде бы легенда, но английские археологи, раскопавшие древние стены Иерихона в 1868 году, обнаружили, что все эти грандиозные сооружения на самом деле упали ОДНОМОМЕНТНО, причем обвал больших частей внешних стен произошёл наружу, а внутренних – вовнутрь.[b]Глас без прикрас[/b]Известно, что Григорий Распутин был приближён к царской семье и являлся личным духовником императрицы. Однажды, чтобы сделать ему приятное, на одну из церковных служб в Царском Селе Александра Фёдоровна пригласила известного петербургского дьякона Порфирия.Порфирий был огромного роста и славился своим мощным басом, от которого у прихожан сердце заходилось.– В мощном теле громкосильный глас! – сказал после службы Павел Алентов – профессор-физик, действительный член Российской Академии наук, присутствовавший на церемонии.Матушка-императрица прослезилась. Распутину не понравилось, что кто-то завладевает вниманием императрицы. Через две недели он привёл на службу своего ставленника – дьякона Митрия, маленького невзрачного мужичка в поношенной рясе. Распутин выписал его со своей родины – из-под Тюмени. Митрий вышел на клирос, расставил ноги и руки и запел молитву. В большой часовне, где собралась вся царская семья и около двух десятков приближённых, вылетели все стёкла...[b]Киай-дзюцу[/b]Голос как таковой издревле используется и в качестве оружия бесконтактного рукопашного боя. В истории зафиксировано множество примеров, когда во время сражения громкий крик воздействовал на противника самым пагубным образом. Так родились боевые кличи – “ура!”, например. В системе японских единоборств существует киай-дзюцу – искусство крика. Киай-дзюцу относится к методам, способным быстро и эффективно если не убить, то надежно вывести из строя человека. От такого специального крика даже боец, обладающий отличной физической формой, просто теряет сознание.Японцы – изобретатели киай-дзюцу – ещё в древние века подметили способность звука определенной частоты и долготы воздействовать на человеческий организм и выработали приемы специальных тренировок. У нас же просто кричат и поют. Зафиксировано немало случаев, когда русские люди, в том числе и женщины, встречали в лесу диких зверей, и от неожиданного крика даже медведи падали замертво.[b]Удивительное[/b]Опираясь на все вышеприведённые факты, мы в который раз убеждаемся, что природа дала человеку неограниченные возможности, которые не могут сравниться ни с одним техническим устройством. Вот, например, Эллен Бич Йо в Карнеги-Холле, в Нью-Йорке начала свою арию 19 января 1896 года с ноты “ми” 4-й октавы. Ещё бы каких-нибудь пять мегагерц “вверх”, и её голос альт-альтиссимо перестал бы быть слышимым залом. А самой низкой нотой в истории вокала явилась нота “ля” контроктавы (55 герц /колебаний в секунду), взятая известным “октавистом” (обладателем баса профундо) своего времени Каспером Фостером (1617–1673).Для сравнения нужно сказать, что после двадцати герц “вниз” начинается уже инфразвук, вызывающий у слушателей беспокойство, граничащее с умопомешательством. От звука в 7 герц (семь колебаний в секунду)можно умереть. К счастью, семигерцовые октависты-люди на планете Земля не водятся. Есть, конечно, технические устройства – генераторы, способные воспроизводить и ультразвук, и инфразвук. Есть и музыкальные синтезаторы, варьирующие звуки в широком нотном диапазоне, но… Петь генераторы-синтезаторы не умеют. А Има Сумак умеет![b]Сама себе синтезатор[/b]Её настоящее имя Зоиля Аугуста Императрис Кавалли Дель Кастильо, родилась в 1927 году высоко в перуанских Андах и уже с детства собирала толпы народа своим пением.“Учителей у меня не было. Единственный мой учитель – это Има Сумак, – говорит она о себе в третьем лице. – Я сама поставила себе голос, когда еще была маленькой девочкой”.Вокальные возможности Имы поистине безграничны. Диапазон её голоса – пять октав! То есть она способна взять крайнюю ноту слева и крайнюю ноту справа на клавиатуре стандартного клавишного инструмента. Совершенно невозможно себе представить, чтобы голос человека (точнее, женщины) мог подниматься с таких низин до таких высот. И всё без фальцета, между прочим. Чистым и очень сильным голосом. От которого неоднократно лопались бокалы, а однажды даже струны на гитаре её мужа, когда он ей аккомпанировал и неосторожно подошёл слишком близко.С такими возможностями Има могла бы стать величайшей оперной певицей всех времён и народов. Но подобная карьера её не привлекала. “Оперных певиц много, а Има Сумак такая одна!” – с удовольствием любит повторять эта парадоксальная женщина. В излишней скромности её не упрекнёшь, но она права: какая, например, из оперных певиц могла бы похвастаться репертуаром, составленным из нежных рулад редких тропических птиц? А её знаменитая дуофония – способность производить два звука одновременно в определённом интервале? То есть одной демонстрировать пение дуэтом! Има умерла десять дней назад, в ноябре этого года в возрасте 86 лет, до последнего времени продолжая выступать с концертами. Умерла, но я пишу о ней в настоящем времени.Писать в прошедшем рука не поднимается.Капитан Макс[b]CODA[/b]: Статистика показывает, что лучшие профессиональные певцы и певицы (разумеется, оперные) в среднем живут намного дольше не только музыкантов, но и любых других людей вообще. Странно? Нет, закономерно. Древняя восточная медицина, в частности йога, утверждает, что самая основная функция организма, от которой зависит вся жизнедеятельность, – это дыхание. Йоги в своих занятиях и тренировках больше половины времени уделяют дыхательной гимнастике. А первое, чему певцов начинают учить в специальных учебных заведениях, – “брать” правильное дыхание. Для того чтобы иметь возможность петь максимально длительные ноты, необходимо сделать ОЧЕНЬ глубокий вдох, запасти побольше воздуха. Профессионалы легко могут держать ноту около минуты. Я попробовал тихонечко – через 15 секунд глаза чуть не вылезли. Тут всё дело в объёме лёгких. Оперные певцы специальными упражнениями значительно увеличивают объём своих лёгких, данных им при рождении. Вы обращали внимание на оперных певиц, которых журналисты почему-то обзывают “дивами”? Обычно они все дородные и очень грудастые.Это не бюст у них большой – грудная клетка разработана! Короче, нет на Земле людей, дышащих более ПРАВИЛЬНО, чем вокалисты! Отсюда и долгожитие. Давайте все петь! Продолжая исследовать тему основных музыкальных инструментов и биографии людей, на них играющих, наш постоянный ведущий музыкальной страницы Капитан Макс вдруг обнаружил, что упустил из виду самый простой и в то же время самый сложный инструмент.Сейчас Макс этот пробел восполняет.[b]ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ[i]Чей голос больше всего вам импонирует?[/i]Андрей КОВАЛЕВ, депутат Мосгордумы:[/b]– Мне нравится голос Кипелова. Наверное, потому что я никогда не смогу спеть как он, ведь у меня баритон, а у него тенор. А когда чего-то у тебя нет, это сильно нравится у других.