Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

15 лет Мосгордуме

Общество
15 лет Мосгордуме

В ЖУРНАЛЕ приема документов Московской городской управы за 1909 год было зарегистрировано заявление известной артистки со сценической фамилией Семская.Артистка, по гражданским документам – дворянка М. Н. Линтварева, обратилась в начале того года в городскую Управу с предложением, в котором указывала на “назревшую необходимость устройства театра в Пресненской части города”, где тогда проживало “до 30 тысяч фабричных рабочих с массой детей и женщин, нуждающихся в разумных развлечениях”.Госпожа Линтварева просила Управу отвести ей безвозмездно за Пресненской заставой участок земли в тысячу квадратных сажен для постройки Народного театра на 2–3 тысячи зрителей. Еще она планировала устроить при театре библиотеку, клуб для рабочих, народные столовую и чайную, детский сад с площадкой для подвижных игр на воздухе.Артистка предполагала: в случае, если получит положительный ответ, возьмет на себя обязательство не позднее трех лет выстроить в Пресненской части города здание Народного театра. А до его открытия в сентябре 1909 года она устроит временный театр наподобие того, что работал в Зоологическом саду (со столовой, чайной и площадкой для детских подвижных игр).Репертуар театра, по замыслам Линтваревой, должен был иметь девиз: “Театр – школа народа”.Горячий порыв артистки достойно оценили. В управе ее похвалили. Но, как было принято у чиновников еще задолго дo подачи заявления от “сценической дивы”, не все то, что, по предположению, могло иметь место в жизни, подлежало действительной реализации.Повторного заявления госпожа Семская уже не подавала. Однако история сохранила и другие примеры добрых театральных “порывов для народного просвещения” и их воплощения в жизнь.Так, в марте 1872 года архитектор академик Гартман предложил Мосгордуме на рассмотрение свой проект Народного общедоступного театра (по образцу Пражского театра) на 1500 зрительных мест.От Московской городской думы была получена ссуда в 10 тысяч рублей при условии ее возврата из доходов театра.Народный театр построили из брусьев при двойной обшивке с гонтовой крышей на просторной Варварской площади, на взгорье, выше водоразборного бассейна. На этом месте зимой проходил традиционный торг мерзлой рыбой, а в августе и осенью – фруктами (сейчас здесь сквер за памятником Кириллу и Мефодию).Театр возводился Комиссией по устройству Отдела об улучшении быта рабочих и ремесленников на время работы Всероссийской Политехнической выставки, посвященной 200-летию со дня рождения Петра Первого.К “общедоступным развлечениям” относилась и организация “Народных домов”, которая находилась одной частью в ведомстве Городского управления и другой – в руках Московского попечительства о народной трезвости. Это были те силы, что старались вместе сделать все возможное, чтобы удовлетворить широкую потребность небогатого московского люда в дешевых и здоровых развлечениях.Во Введенском народном доме (что был построен в начале ХХ века на Введенской площади у Яузы) несколько раз в неделю ставились драматические спектакли. Управлением занимался очень опытный в театральных делах А. А. Бахрушин, который ежегодно получал от города субсидию в 20 тысяч рублей.В этом театре в 1910-х годах работали весьма известные Н. Ф. Аксагаров, госпожи Мальская (жена драматурга Найденова) и Харзи-Никольская, многие другие талантливые артисты, драматурги.Но часто то, что ставилось в обыкновенном театре, по цензурным соображениям нельзя было представлять в народном театре. “Чисто народных” пьес здесь показывалось совсем немного.Постоянным недостатком в этом театре было то, что А. А. Бахрушин старался ставить пьесы как можно “экономнее”. А потому самый большой годовой оклад артиста Введенского народного дома составлял 100 рублей, что, без сомнения, снижало уровень актерской труппы в целом.В театре для народа рядом с теми, кто считал в своих карманах деньги и подряжался на заработок еще на других городских подмостках, работали и те, что шли к простонародью “чисто ради идеи”.Примером тому был известнейший и уникальный московский музыкант Константин Сараджев, дирижировавший в опере Сергиевского народного дома.К работе народных театров московские обыватели относились очень серьезно. Они понимали, насколько она важна. Потому сцены народных домов использовали и для других благих целей. Так, в середине декабря 1911 года домовладельцы и жители района Введенской площади (к слову, в советское время она носила имя большевика И. Ф. Журавлева) написали заявление на имя городского головы с ходатайством об уступке им Городского народного театра “хотя бы раз в неделю под устройство религиозно-нравственных чтений”.Впоследствии эти чтения, проводившиеся в основном попечительством о народной трезвости, стали весьма популярными. Вместе с тем в преддверии Новогодья хочу упомянуть об одном из мероприятий, устраивавшихся этим попечительством в густо населенных рабочим людом районах.29 декабря 1911 года Московское попечительство о народной трезвости в одном из своих помещений провело “Новогоднюю елку” для детей-хитрованцев. Никогда ранее убогое московское “дно” не видело такого радостного оживления.Планировалось, что здесь удастся собрать лишь три сотни детей. Однако пришло около 700 ребятишек. Искреннему детскому веселью не было предела. Разношерстная, в большей части плохо одетая, неумытая детская толпа радостными возгласами приветствовала артистов, ряженых и все то, что сопутствовало празднику. Особенный восторг вызвало зажигание елочных огней.Когда шум и визги детей немного поутихли, епископ Анастасий начал общий молебен. Все в тишине и с большим вниманием его прослушали. Затем епископ благословил детей Хитровки.В конце “Новогодней елки” ребятам раздали подарки, всех напоили горячим чаем.Устроительницами праздника были жертвовательницы В. И. Сушкова и С. Я. Сорокина.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.