Юные программисты столицы получили наибольшее количество медалей, оставив позади участников из 21 европейской страны
Благодаря стараниям московских школьников сборная страны стала лидером в неофициальном командном зачете. Среди тех, кто пополнил копилку сборной золотой медалью, — ученик 9-го класса лицея «Вторая школа» Антон Садовничий. Завоеванную медаль юноша демонстрирует, не скрывая гордой улыбки. Пусть это для него уже не первая победа на турнирах, но награды такого уровня у школьника еще не было.
— Считать он научился сразу, как только стал говорить, — вспоминает отец школьника, доктор физико-математических наук Юрий Садовничий. — Даже таблицу умножения выучил задолго до школы. Никаких специальных занятий с ним никто не проводил, видимо, таланты передались сыну по наследству!
Папа во многом для Антона — пример для подражания. Когда-то он тоже выигрывал олимпиады и ставил рекорды. Но Антон уверен — если он постарается, то обгонит отца по количеству достижений. Желание побеждать появилось еще в раннем детстве.
— Я очень хочу выиграть Всероссийскую олимпиаду школьников, — признается Антон. — Вот сейчас к ней уже готовлюсь. А к Европейской олимпиаде нас готовили педагоги, что-то мы учили сами. Задания были творческие — точных ответов не было, нужно было составить самый необычный и подходящий алгоритм решения задач, прописать все на языке программирования.
То, что юноша оставил соперников позади и достиг намеченной цели, не удивило ни педагогов, ни родителей. Целеустремленности москвича можно только позавидовать. Год назад Антон сказал родителям, что хочет перейти учиться во «Вторую школу».
— Мы встретились с директором школы, и он сказал, что в классе полный набор — 28 человек, 14 парт, — рассказал Юрий Садовничий. — Но Антон заявил: значит, принесем еще одну парту!
Еще школьник умеет планировать свое время. В этом году он окончил с красным дипломом музыкальную школу по классу гитары.
— Вообще я должен был окончить ее в следующем году, — уточняет школьник. — Но я подумал, что в 9-м классе времени на музыку у меня не останется. Поэтому решил два класса окончить за один год.
В редкое свободное от школы время Антон занимается настольным теннисом, читает книги. Из последнего — сага в жанре фэнтези «Ведьмак» Анджея Сапковского. А еще гуляет с друзьями.
— Я еще точно не знаю, какую профессию выберу в будущем, — говорит Антон Садовничий. — Но точно поступлю на математический факультет.
Антон откровенничает — по его наблюдениям, люди плохо считают. Причем не только в магазинах. Иногда это мешает добиваться успехов и профессионалам.
— Однажды мои друзья проиграли на олимпиаде из-за досадной ошибки в простых вычислениях, — рассказывает Антон. — Я поставил перед собой цель никогда не наступать на эти грабли. А еще сделать какое-нибудь значимое открытие, которое сделает нашу жизнь лучше.
По мнению тренера российской сборной Елены Андреевой, такой успех выступления столичных школьников на Европейской олимпиаде юниоров по информатике заключается в раннем поиске талантливых и увлеченных предметом ребят, а также в систематической работе с ними.
— Стоит отметить, что у ребят очень высокий уровень математической подготовки, — отметила Елена Андреева.
Успехи на олимпиаде по информатике — далеко не единственные. В этом году столичные школьники проявили себя на международных соревнованиях по биологии, математике и нескольким другим дисциплинам. Такие достижения — не случайность.
Столичное образование вышло на качественно новый уровень. Одна из причин — изменения в системе образования, в частности, введение подушевого финансирования школ, благодаря которому все образовательные учреждения получили равные возможности. Также повлияло и появление проекта «Московская электронная школа», благодаря которому уроки проходят с использованием современных технологий.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Иван Ященко, директор Центра педагогического мастерства департамента образования Москвы:
— Победа ребенка на олимпиаде — это прежде всего его тяжелейший труд, успех его тренеров, которые готовили к победам. Также это успех семьи, которая его поддерживает, и учителей, причем не только профильного предмета, но и тех, которые позволили человеку гармонично развиваться. Но если говорить о статистике, то индивидуальные успехи ребенка становятся возможными благодаря системным изменениям в образовании. В 2010 году результаты москвичей на олимпиадах были эпизодическими, а сегодня это уже обычное явление. Это означает, что сейчас созданы условия для развития таланта ребенка в каждой школе. Мы не теряем таланты, которые раньше не замечали. Отмечу, что успехи на олимпиадах — еще и пример для других ребят. В сентябре начинается новый этап олимпиад, и я призываю всех участвовать.