«Праздника» не будет?
Что ни год, то российский кинематограф выдает очередной фильм о Великой Отечественной войне. Как правило, каждая картина вызывает неистовое бурление медийной сферы и собирает уйму отзывов критиков и зрителей из серии: «Что за навозом вы нас в очередной раз накормили?»
Не исключение и анонсированный фильм «Праздник», снятый режиссером Алексеем Красовским, известным широкой публике по фильму «Коллектор», где одну из ролей исполнил артист Константин Хабенский. По просочившейся информации, сам автор определил жанр как комедия. По словам режиссера, зрители будут смеяться, наблюдая, как в некоей загородной даче в районе блокадного Ленинграда семейство, снабжающееся из спецраспределителей разным съестным дефицитом, собирается встречать Новый год. Внезапно к ним приходят гости из людей подлого сословия, от которых изобилие на столе пытаются скрыть. И это рождает, по мысли режиссера, массу комических ситуаций. Вот такой незамысловатенький сюжет.
И будь это сюжет фильма о войне с марсианами или просто действие проистекало бы в любых условных декорациях и пространственно-временных рамках, да пес бы с ним. Посмотрели бы и забыли. Мало ли каждый год снимается «Елок», «Палок» и прочего экранного спама? Но автор решительно поместил действие картины в рамки одного из самых трагических моментов истории России — Ленинградскую блокаду, унесшую сотни тысяч жизней.
Творец, безусловно, имеет право снимать все, что его душе угодно. Другое дело, что и государство должно иметь некоторые права не всякое произведения допускать до широкого тиражирования. Тем более если речь идет о глумлении над памятью павших. Никак иначе сюжет картины, где некий ученый, разрабатывающий оружие массового поражения, жирует за счет голодных людей, назвать нельзя. При этом военный быт конструкторов сегодня широко известен и всесторонне описан. От шарашек до танковых заводов. Главы семей жили в основном там, где и работали, месяцами не видя семьи. Какие уж тут застолья!
Говорят, что художник имеет право на свою точку зрения и художественное произведение обладает известной мерой условности. Допустим, это так. Но свобода творчества — оружие обоюдоострое. Можно в зрительный зал плевать с экрана, но ведь и обратно могут ответить. Потому что свобода — она у всех свобода. Например, понравится ли автору идеи фильма «Праздник», если кто-нибудь когда-нибудь снимет кино, как творцы, экранные образы которых будут вполне узнаваемы, начнут говорить о вреде цензуры, в то же время унижаясь в кабинетах чиновников, выпрашивая финансирование и иные блага, а также кляузничая друг на друга? Устроит ли режиссера фильма «Праздник» подобная художественная условность? Наверное, тоже может получиться довольно смешная и забавная комедия.
Другое мнение
Андрей Объедков, специальный корреспондент «ВМ»:
— Фильм «Праздник» еще не вышел на экраны, но уже успел наделать много шума — и в частности, в нашей Государственной думе. Депутаты возмущены, мол, как это режиссер посмел снять картину о блокадном Ленинграде в жанре комедии? Такая тема... Депутат Сергей Боярский, сын актера Михаила Боярского, даже пообещал сделать все возможное, чтобы картина не дошла до зрителя. Правда, никто из депутатов пока не только не видел картину, но и не читал сценария. (Далее…)
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции