Столичные метеорологи следят за погодой круглые сутки
«Метеорологическая станция II разряда» расположена в«тылах» ВДНХ.
Здание метеостанции — узкая башня с острой стеклянной крышей — будто совершает путешествие во времени: кругом древние приборы, а посреди еще более древний дубовый стол. Его привез в 60-х годах прошлого века один из назначенных сюда в то время директоров. На бронзовых ручках стола клеймо «3 ОТК НКВД», а в недрах ящиков — приемный чернильный штамп ВЧК 1919 года. Так что у метеостанции есть свой символ и музейный экспонат. Если бы не пара компьютеров и электрочайник, можно представить себя перенесшимся в1939 год, когда на ВДНХ только начали следить за погодой.
— Конечно, техника у нас раритетная, до автоматики не дошли, — говорит дежурный техник-метеоролог Екатерина Самойлова. — Есть компьютеры, но все данные человек вводит вручную. Бывает, из-за идущего вокруг ремонта выключают электричество, и данные приходится диктовать в Росгидромет по телефону.
В Москве всего три метеостанции Росгидромета: на ВДНХ, в Тушине и на здании гостиницы «Балчуг». Еще две принадлежат Тимирязевской академии и МГУ имени Ломоносова и в систему Гидрометцентра не входят. Сотрудников на станции всего пятеро, на суточном дежурстве — один метеоролог. Каждые три часа она выходит на открытую площадку и снимает данные со всех установленных там приборов.
Давление, влажность и температура воздуха и почвы, вид и количество осадков, скорость и направление ветра, наличие облаков и общая видимость — вот и все, что заносят в компьютер (а раньше в книги) техники. Они не предсказывают погоду, они ее «пристально изучают».
— На площадке у нас — двадцать пять разных приборов, по которым погоду определяют, — говорит техник Самойлова. — Вот сейчас положено измерять снег, приборы установили. Но снега, как мы видим, нет — земля фактически голая.
Кстати, полученные данные сначала переводят в международный код, а затем уже передают. Данные отсюда уходят в Москву, Лондон, Токио, Торонто и Нью-Йорк.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Светлана Никитина, директор метеостанции ВДНХ:
—Погодные явления надо принимать такими, какие они есть. Мы не синоптики, а метеорологи — глаза и уши Гидрометцентра. На основе собранных со станций, включая нашу, данных синоптики составляют карту погоды, анализируют ее и дают свои прогнозы. Нашей станции в следующем году исполнится 80 лет. И только однажды, с 1940 по 1948 год, мы прерывали наблюдения. Но все восстановили. Если есть признаки погодной опасности, передаем в Росгидромет и МЧС.