Не будем опускаться до рэперов
В серой декабрьской мгле сын-студент под два метра ростом движется к утреннему омлету, бормоча благодарственное:
- Мимо матери, прямо в похмельный сон... Новое утро, панельный стон.
- Сынок, это что?
- Хаски.
Сынок, между прочим, студент литературного института, творческая натура.
А Хаски, это даже я знаю, это рэпер. Концерты которого в некоторых городах России запретили: якобы, нашли экстремистский контент. Но рэперы не сдают позиций. И даже, вероятно, будут финансироваться государством.
С рэперами, «носителями новой культуры» , директор Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин предложил активно дружить. 29 ноября на заседании организационного комитета по поддержке литературы, книгоиздания и чтения в РФ, который он возглавляет, Нарышкин заявил неожиданное:
- Тема рэперства привлекла внимание оргкомитета, и я подумал: может быть, стоит министерству культуры подумать над грантовой поддержкой современной формы поэтического и музыкального творчества?.
На предложение Нарышкина откликнулся спецпредставитель президента РФ по культуре Михаил Швыдкой, заявивший, что с рэперами «надо налаживать диалог».
- Зайдите в интернет и посмотрите, какое количество людей читает и слушает это… Я вижу, как эти ребята «заводят» молодежь… это параллельный мир, существующий рядом, и не обращать на него внимания нельзя, — сказал он.
Ключевое слово здесь - «ЭТО». Слушает «ЭТО». Мир не параллельный - скорее, перпендикулярный.
С одной стороны, диалог - это всегда хорошо и, безусловно, с молодежью надо искать общий язык.
С другой стороны, можно ли сказать, что рэп - это будущее поэзии и культуры? Конечно, нет. Рэп модное в определенных кругах, но бесперспективное и где-то даже маргинальное направление. Безусловно, среди рэп-текстов есть удачные и интересные. Оксимирон тот же. Но в основном рэп - это мусор, из разряда «что вижу, то пою», щедро пересыпанный матом. Не элитарное искусство, дарящее катарсис, а лубочная поделка придонного мира.
Да, модно. Но мало ли что было модным...
Швыдкой совершенно справедливо отмечает, приводя в пример ситуацию с гонением рок-музыкантов в 1980-е годы, что с молодежью нельзя общаться с помощью запретительных мер. Но рокерское движение, так же, как сейчас - рэп, это протестное направление. Хорошо только, когда жжет и кусает. Когда - запрещают.
Прекрасный пример того, как отмытое и одетое в приличный костюм протестное стало глупым и ни разу не смешным - новое наше всё, Сергей Шнуров, или попросту Шнур. Он был прикольный, острый, матерящийся, пьяный и в шубе на голое тощее тело. И всем нравился. А сейчас, нет, ну это просто нечто. Шнур вставил себе заокеанские зубы, принарядился в чинный костюм и не вылезает с Первого канала. К нему стали обращаться как к поэтическому гуру, через день в основных новостях интернет-поисковиков - «Шнур написал стихотворение о...» И Шнур пишет стихотворения буквально обо всем. Очень слабые, кстати. И как-то мне неловко за Шнура. Лучше б ему оставаться в подполье. Без грантов, на, и в ослепительных штанах.
Рэперы повзрослеют, и маты, баттлы и прочее йоу облетит с них как шелуха. Они станут взрослыми дяденьками, респектабельными отцами семейства и приличными гражданами. Будут ходить, может, в консерваторию. Посещать Большой театр с детишками. Или, может, умрут молодыми и протестными. Герои должны уходить молодыми. Курт Кобейн, Майк Науменко, Виктор Цой...
Но я не могу представить себе старого рэпера, который не был бы смешон.
Так какой смысл заигрывать с молодежью, подкупать их деньгами? Может, лучше прививать им другие ценности. Стараться подтянуть выше, а не опускаться до «культуры» «черных» кварталов, неведомыми путями проникшей в заснеженную Россию
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции