Музей ГУЛАГа проведет посетителей по мрачным лабиринтам прошлого
В начале выставки темно и немного душно. Под потолком шумит вентиляция. По коридорам гуляет сквозняк. Первый зал экспозиции посвящен дверям. Деревянным, отдававшим глухим стуком, когда посреди ночи на пороге появлялись незваные гости. Стальным, с громким лязгом убивавшим надежду. Дверь стала страшным символом начала новой жизни, полной боли.
— Какие-то двери нам передали, например, из Бутырской и саратовской тюрем, — проводит экскурсию старший научный сотрудник Музея истории ГУЛАГа Татьяна Полянская, — но многие мы находили сами. Например, дверь из жилого дома Болшевской трудовой коммуны, которую, как известно, репрессировали. Мы сами съездили за ней в Королев.
Научным экспедициям, которые проводили сотрудники музея, посвящен отдельный зал. Находки, сделанные во время таких поездок, представлены в витринах. Ржавая пила да лопата — вот основные орудия, которыми заключенные в рекордно короткие сроки построили Беломорско-Балтийский канал.
С каждой вещью, показанной на выставке, связана чья-то судьба. Игрушечный самовар вместе с конфетами незадолго до ареста принес с работы своей дочке Борис Железовский. Он был бухгалтером на кондитерской фабрике.
— Мне было восемь лет, когда его забрали, — вспоминает Инна Борисовна Железовская. — Его обвинили в «антисоветской агитации» и отправили в концлагерь, где он выдержал всего восемь лет.
Раз в месяц Борис Железовский отправлял письма домой. Отдельно жене, где описывал страшный лагерный быт. Отдельно «милой Инночке»: сначала печатными буквами, потом прописными.
Просил слушаться маму, помогать ей на даче, не унывать и заниматься спортом.
— Истории героев озвучивали актеры Театра Наций, — уточняет Полянская, протягивая черный прибор, в котором журчат звуки.
В экспозиции много интерактивных деталей. Посетитель может присесть на лавку, став участником показательных судебных процессов, полистать один из трех сохранившихся соловецких фотоальбомов или даже «побывать» внутри концлагерей.
— Выставка выстроена таким образом, что человек, блуждая по лабиринтам мрачных историй, в конце концов, выходит к открытому окну, в котором мы видим сегодняшний день, — раскрывает главную идею экспозиции директор Музея истории ГУЛАГа Роман Романов. — Темное прошлое не должно повториться в настоящем и бу дущем.
Путь к окну проходит через зал тишины. Прислушайтесь. Здесь звучат имена расстрелянных и реабилитированных людей. Сегодня известно о трех с половиной миллионах человек. Потребуется четыре года, чтобы произнести вслух имя каждого из них.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Александр Кибовский, руководитель Департамента культуры Москвы:
— Мы открыли экспозицию, которая впитала в себя результаты многолетней исследовательской работы. И сегодня посетители могут посмотреть фото- и видеосъемку из мест заключения, подробные карты, актуальные цифры. Думаю, для многих будет открытием, что пик репрессий приходился вовсе не на Большой террор, а на 1952–1953 годы. 15 залов выставки — сложнейший лабиринт истории XX века.
СПРАВКА
Новая экспозиция позволяет проследить историю репрессивной системы СССР от создания первых концлагерей до ликвидации ГУЛАГа после смерти Сталина. По документам, которые хранятся в музее, за 27 лет существования ГУЛАГа через лагеря прошли более 20 миллионов человек, из них более пяти миллионов — по политическим мотивам.