Не то полезно, что в рот полезло
При производстве БАДов нельзя использовать вещества, которые несут угрозу здоровью человека: кормовые добавки, пестициды, гормоны. Еще через год продавцы будут обязаны предоставлять информацию о качестве своего товара, публикуя сертификат соответствия. Наконец, врачи получили право назначать пациентам БАДы, одобренные Минздравом. И вот теперь ведомство подготовило проект правительственного постановления, которое устанавливает государственный контроль над оборотом пищевых добавок.
Конечно, заняться этой сферой следовало давно. Отечественный рынок БАДов огромен. За три последних года он со 100 миллиардов рублей вырос до 164 миллиардов. В первые пять месяцев нынешнего года рост продолжился — плюс еще 26 процентов. При этом продажи пищевых добавок до сих пор находятся в некоей серой зоне. На маркетплейсах можно найти все что угодно, в том числе и подделки, и незарегистрированный товар. На слуху скандал с БАДами для похудения, которые содержали опасное сильнодействующее вещество сибутрамин. Роспотребнадзор запретил продавать добавки с мелатонином, симетиконом и литием — счет заблокированных упаковок идет на миллионы. В общем, шансы нарваться на некачественную, а то и опасную для здоровья продукцию весьма велики.

Минздрав сформулировал критерии качества пищевых биодобавок. В частности, каждая партия готовой продукции должна проходить лабораторный контроль. К этой части проекта вопросов не возникает. Но одновременно ведомство сформулировало еще и критерии эффективности БАДов, что само по себе несколько озадачивает. Понятно, когда говорят об эффективности лекарств, которые предназначены для лечения либо предотвращения заболеваний. Ее доказывают с помощью клинических исследований. Золотой стандарт — так называемое двойное слепое рандомизированное исследование, когда ни его участник, ни врач не знают, что принимает конкретный больной: лекарство или пустышку. К сожалению, многие отечественные препараты такие испытания не проходили, поэтому их реальная эффективность неизвестна. Но в любом случае она должна быть проверена на больных — хотя бы формально. А для регистрации БАДов достаточно тестов в лаборатории. Да и зачем проводить клинические испытания? Ведь пищевые добавки не используются для лечения или профилактики. В их состав не входят лекарства (точнее, не должны входить — периодически лекарственную запрещенку обнаруживают в БАДах для похудения и наращивания мышц; благодаря ей они, собственно, и работают).
О каких же критериях эффективности идет речь? Первый — данные об активных веществах, входящих в состав пищевых биодобавок, в научных публикациях. Второй — включение этих веществ в клинические рекомендации или методички. А третий — собственные исследования производителя. Последний критерий особенно удивляет. Почему потребитель должен верить на слово производителю, который кровно заинтересован в продажах? Разве не налицо конфликт интересов? Очевидно, что соответствие этим критериям легко достижимо при наличии определенных профессиональных связей. Можно представить создание целой системы подтверждения эффективности того, что не может быть эффективным по определению.
Стремление упорядочить, вывести из тени рынок пищевых добавок понятно и оправдано. Раз уж люди так хотят принимать БАДы, пусть это будут безопасные средства. И врачи могут их рекомендовать, как рекомендуют диеты. Главное — не забывать, что на каждой упаковке обязательно должно быть написано: «Лекарством не является».
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции