Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

От винта! Как корреспондент «ВМ» учился на пилота

Сюжет: 

Специальный репортаж
Общество
От винта! Как корреспондент «ВМ» учился на пилота
Евгений Иванович, меня всегда интересовало, неужели пилоты и правда помнят такое колоссальное количество кнопок и их расположение? / Фото: Максим Аносов, «Вечерняя Москва»

К большому сожалению, сегодня профессия пилота не вызывает такого же трепета, как десятки лет назад, и романтическим ореолом не окутана. С приходом повальной автоматизации у большинства людей сформировалось мнение, что всю работу за штурвалом проделывает компьютер, а летчик спокойно сидит себе и только при крайней необходимости тянет штурвал на себя, чтобы выровнять падающий самолет. Чтобы проверить на личном опыте, насколько сложно (или просто) управляться с железной птицей, корреспондент «ВМ» решил отправиться в клуб «Авиатор», где на специальных симуляторах молодых москвичей готовят к становлению пилотами.

Один из филиалов клуба расположился в одном здании с кинотеатром на улице Снежной. Открыв дверь, сразу понимаешь – антураж подбирал человек, искренне любящий небо. Взгляд сразу притягивают к себе две стоящие по углам помещения кабины самолетов, в которых и установлены те самые симуляторы. Стол, вокруг которого собираются завсегдатаи клуба, сделан из куска крыла. Кресла – из бизнес-класса одного из старых «Боингов». А вдоль стен расставлены шкафы, в которых хранятся различные детали от самолетов, награды и элементы униформы. Кроме того, в углу, рядом с одной из кабин, расположились две странные металлические конструкции, о назначении которых я узнал позднее.

От винта! Как корреспондент «ВМ» учился на пилота В клубе готовят школьников, обучая их на летчиков, инженеров, диспетчеров и конструкторов / Фото: Максим Аносов, «Вечерняя Москва»

В клубе меня встретил Евгений Иванович Мартенюк, бывший летчик, который вот уже пять лет руководит клубом «Авиатор», готовя молодых москвичей к поступлению в летные училища.

– Мы готовим школьников, обучая их на летчиков, инженеров, диспетчеров и конструкторов, – рассказал он корреспонденту «ВМ». – В этом возрасте большинство молодых людей еще сами не знают, кем быть. Это нормально. И им надо испытать себя, почувствовать себя в разных амплуа. Только из тех, кто к этому серьезно подходит, получаются самые лучшие специалисты. За этот год мы хотим обучить 1200 человек. Я закончил Тамбовское высшее военное авиационное училище летчиков имени М. М. Расковой. У нас выпуск был – 110 курсантов. Вот и сравните. Кстати, мы и с Юнармией плотно работаем.

От разговоров мы быстро перешли к делу. Для начала Евгений Иванович проверил меня на обычных тренажерах. Ими и оказались те самые странные металлические конструкции. Одна из них представляла собой кресло с ремнями, установленное на вращающуюся основу.

– Кресло нужно для того, чтобы проверить, как у вас с ориентацией в пространстве, – объяснил Мартенюк. – Похожим способом проверяют потенциальных пилотов истребителей. Но только вас мы просто покрутим, а им приходится в это время еще и математические примеры решать, определенные движения выполнять, а после испытания продемонстрировать, что с координацией все в порядке – пройти по прямой линии и так далее. И не дай бог хотя бы по одному пункту провалиться!

От винта! Как корреспондент «ВМ» учился на пилота Второй тренажер представлял собой штурвал с двумя ручками, на противоположных концах которых располагались контейнеры с шариком внутри / Фото: Максим Аносов, «Вечерняя Москва»

Когда я удобно устроился в кресле и пристегнулся, мне протянули повязку для глаз.

– Необходимый атрибут, – подмигнул Мартенюк. – Значит, сейчас я вас будут вращать в разные стороны, а вы пальцами показывайте, в какую сторону, как вам кажется, вы вертитесь.

Проще простого! Так сперва казалось. После первой попытки выяснилось, что правильно указал направление я только в начале. Уже к середине упражнения, когда тренажер вовсю вращался, мне казалось, что я уже остановился. И наоборот, когда кресло никак не двигалось, я уверенно показывал, что вращаюсь по часовой стрелке. Победить свой вестибулярный аппарат и четко указать, куда же я вращаюсь, за три попытки так и не удалось, а дальнейшие изыскания пришлось прекратить, так как меня начало немного подташнивать.

Второй тренажер оказался попроще, но тоже требовал немалой сосредоточенности. Он представлял собой штурвал с двумя ручками, на противоположных концах которых располагались контейнеры с шариком внутри. Левая ручка штурвала двигалась только в двух плоскостях, позволяя перекатывать свой шарик только вперед или назад, а вот правая использовала все три плоскости, как игровой джойстик. Целью упражнения было удержать оба шарика в центре контейнеров. В каком-то смысле это напоминало старую советскую игрушку – кубик с лабиринтом и шариком внутри. Только здесь приходилось очень четко контролировать движения рук, чутко реагируя на любые отклонения.

От винта! Как корреспондент «ВМ» учился на пилота Похожим способом проверяют потенциальных пилотов истребителей / Фото: Максим Аносов, «Вечерняя Москва»

После прохождения этого испытания меня, наконец, допустили к управлению «настоящим» самолетом. Конечно, сразу к тяжелой технике подпускать не стали и для первого полета выбрали обычный «кукурузник» Cessna-172 Skyhawk. Это, кстати, самый массовый самолет в истории авиации. В мире таких «летунов» насчитывается порядка 45 тысяч в 25 различных модификациях.  
Кабина «Сессны» была максимально приближена к реальности. Тяжелый штурвал, две педали, которые, в отличие от автомобильных, не утапливаются в пол, а перемещаются вперед-назад. Ну и, разумеется, огромное количество кнопок и тумблеров со всех сторон.

– Евгений Иванович, меня всегда интересовало, неужели пилоты и правда помнят такое колоссальное количество кнопок и их расположение?

– Да, разумеется, а как же! Ну вы представьте, внештатная ситуация, задымление в кабине. Ничего не видно, а уж кнопок тем более. А ведь что-то делать надо. Поэтому каждый пилот не просто помнит, что и где. У нас все это уже на автомате, рука сама тянется туда, куда надо – вслепую!

Первый взлет и круг над виртуальным аэродромом прошел у меня под чутким руководством инструктора. Мне, в общем-то, оставалось только восхищенно охать и по команде тянуть штурвал в нужную сторону. Эффект полета, кстати, воссоздан потрясающе реалистично. Умом понимаешь, что никуда не летишь, но волей-неволей наслаждаешься чувством высоты и движения.

От винта! Как корреспондент «ВМ» учился на пилота В клубе готовят школьников, обучая их на летчиков, инженеров, диспетчеров и конструкторов / Фото: Максим Аносов, «Вечерняя Москва»

Второй полет прошел уже не так гладко. Контроль над машиной был полностью передан Евгением Ивановичем в мои неумелые руки, и ничего хорошего для самолета это не сулило. Уже с первых минут стало понятно, что что-то не так и самолет странно вихляет. Проблема была найдена быстро – оказалось, я забыл убрать закрылки, которые помогают борту взлететь, но непосредственно в воздухе, в выпущенном виде, начинают портить аэродинамику. После нескольких кругов над виртуальным городком настало время возвращаться на аэродром. Окрыленный тем, что уже довольно долго держусь в воздухе без каких-либо проблем, я решил заложить лихой вираж и лечь на обратный курс. План удался только на половину. Вираж-то я совершил, однако выйти из него не сумел, недобрав скорости и сорвавшись в штопор. Резкий рывок штурвала на себя, как часто делают киногерои, сделал только хуже – самолет окончательно вышел из-под контроля, закувыркался и стал падать без шансов на выправление. Ситуацию не спас и Евгений Иванович, который за сидел за штурвалом второго пилота и зорко следил за моими маневрами. Он сумел стабилизировать «Сессну», но к этому времени до земли оставалось всего ничего и несчастный кукурузник с грохотом обрушился на землю, неожиданно от нее отскочив.

– Вы же понимаете, хоть симуляция у нас и максимально приближенная к настоящей, учатся тут все-таки дети. Им разбиваться вдребезги не стоит, – рассмеявшись, пояснил Евгений Мартенюк.

После того как мы вылезли из «разбитой» «Сессны», Евгений Иванович предложил мне вовсе не убираться восвояси, а попробовать управление пассажирским «Boeing 737-800».

От этой махины ощущения остались совершенно иные. В «Сессне» к штурвалу приходилось протискиваться, в кабине «Боинга» же можно было развернуться свободно. Одновременно с этим чуть ли не в десять раз увеличилось количество рычажков, кнопок и переключателей на приборной панели. К счастью, в «Боинге» большую часть работы взяла на себя автоматика, и думать приходилось в основном об уже печально знакомых закрылках и расстоянии до земли.

От винта! Как корреспондент «ВМ» учился на пилота Первый взлет и круг над виртуальным аэродромом прошел у меня под чутким руководством инструктора / Фото: Максим Аносов, «Вечерняя Москва»

Что интересно, посадив машину на аэродром, я понял, что, в отличие от «Сессны», каждое движение которой я контролировал и «чувствовал», здесь, в «Боинге», я даже ни разу не взглянул в виртуальный иллюминатор. Все внимание было сосредоточено на приборах. Посадка «Боинга» не была борьбой с воздушными потоками и силой тяжести, а напоминала скорее простенькую компьютерную игру, где нужно было держать зеленую точку в перекрестии прицела и слушать команды бортового компьютера, который требовал регулировать скорость и показывал нужный угол наклона носовой части. Тем не менее, чтобы поддерживать все параметры в пределах допустимых, приходилось очень аккуратно работать со штурвалом и ручкой регулировки оборотов двигателя. Небольшое отклонение – и на панели загорался пяток красных лампочек, а назойливая пищалка требовала немедленно вернуться на заданный курс. 

Пусть авиасимуляторы в какой-то мере игра, но благодаря им создается понимание, насколько реальное управление самолетом отличается от того, что себе представляешь. Здесь нужны отличные рефлексы, твердая рука, хорошее знание теории и умение применять все выученное на практике. Бортовой компьютер может немного помочь, но посадить новичку многотонную машину в одиночку все равно практически невозможно. 

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.