Григорий Александров: творец, танцующий «канкан на канате логики и здравого смысла»
Григорий Александров на съёмочной площадке / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

Григорий Александров: творец, танцующий «канкан на канате логики и здравого смысла»

Культура
116 лет назад родился один из великих советских актеров немого кино,режиссер Григорий Александров. Его фильмы произведут большое впечатление как на отечественную, так и на зарубежную публику. Картина Александрова «Веселые ребята» окажет влияние на развитие музыкально-комедийного жанра в Советском союзе, а за ленту «Весна» он получит награду на Венецианском кинофестивале.

Александров окончил режиссерские курсы рабоче-крестьянского театра и после демобилизации был назначен инструктором отдела искусств Губобразнадзора. В его зону ответственности входил контроль за соответствием репертуара кинотеатров социалистической направленности. В частности, ведомство занималось перемонтажом зарубежных фильмов, в процессе которого из них вырезалось все, что не позволялось транслировать с экранов по идеологическим соображениям. Так начался путь будущего режиссера в мир кинематографии.

В 1921 году он переезжает учиться в Москву и устраивается актером в театр Пролеткульта. Там он познакомится со легендарным теоретиком кино Сергеем Эйзенштейном, который сильно повлияет на его судьбу. Александров сыграл роль Глумова в новаторском спектакле Эйзенштейна по мотивам пьесы А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты». По словам члена Гильдии киноведов Евгения Марголита, именно этот творческий период заложит фундамент, на котором будет строиться режиссура Григория Александрова.

— Безусловно, то, что Григорий и снимался в картинах Эйзенштейна, и участвовал в создании сценариев, привело к формированию его авторского стиля. Ведь еще в том самом спектакле были заложены основы классической советской комедии, которые можно выразить цитатой: «Канкан на канате логики и здравого смысла», — рассказал Марголит корреспонденту «Вечерней Москвы».

Александров и Эйзенштейн снимут вместе несколько фильмов, а затем, после ссоры, каждый из них будет заниматься режиссурой самостоятельно. После поездки в Америку Григорий сфокусируется на развитии жанра музыкальной комедии в Советском союзе.

Киновед отметил, что успех картин того времени достигался за счет эксцентричности, которая позволяла героям высказываться о классических проблемах и при этом выглядеть живо, а не искусственно.

— Но завершается этот сюжет всякий раз катастрофически. Фатальным образом живой, полнокровный герой неизбежно превращается в социальный символ — либо за пределами фильма, либо уже внутри его. И, значит, вновь бронзовеет, — пишет кинокритик в своих заметках, опубликованных под названием «Пасынки империи».

Эти приемы Александров использовал во многих своих кинолентах. Музыкальные комедии «Веселые ребята», «Волга, Волга» и «Цирк» стали яркими образцами социалистического реализма в кинематографе. Именно за жизнерадостность, оптимизм и веру в завтрашний день зрители так сильно любят его картины.


СПРАВКА «ВЕЧЕРНЕЙ МОСКВЫ»

Григорий Александров родился 23 января 1903 года в Екатеринбурге.

Уже в девять лет он начал работать рассыльным в местном оперном театре, где потом занимал должности реквизитора, электротехника, помощника режиссера.

Александров имел музыкальное образование по классу скрипки.

Его жена, народная артистка СССР Любовь Орлова, сыграла главную роль во многих его кинолентах.

Google newsGoogle newsGoogle news