Город

В ритме города: как москвичам сэкономить время и деньги

Москвичи гуляют по Красной площади возле ГУМа. В мегаполисе многое происходит на бегу — даже общение между близкими людьми. Но, как утверждают эксперты, темп жизни можно снизить, если научиться экономить время — самый ценный в нашем городе ресурс. Это не так сложно, как кажется. Главное — захотеть
Фото: Наталья Феоктистова, "Вечерняя Москва"
9 января завершились новогодние праздники, и москвичи вышли на работу. Время в столице стоит дорого. Ведь чем больше и эффективнее ты работаешь, тем больше зарабатываешь! Но вот парадокс — купить время нельзя. Ни часа! Зато его вполне можно сэкономить. О большинстве способов мы даже не догадываемся. В сегодняшнем номере — рассказ о том, как эффективнее использовать московское время — такое быстротекущее, наполненное событиями и тем все более ценное.

Самая большая «черная дыра» — транспорт. Так в один голос утверждают эксперты. И именно на решение этой проблемы власти тратят максимум усилий.

«Магистраль», такси, велосипед

— Москва — город огромных расстояний, а многие работающие здесь живут к тому же в области, — пояснил доктор экономических наук, заведующий Центром анализа соцпрограмм и рисков Института социальной политики Сергей Смирнов. — Но сэкономить время в пути, на мой взгляд, вполне реально. Разумеется, можно сесть в метро. Но лично я пользуюсь другой возможностью — наземной сетью «Магистраль». Это автобусные маршруты, которые связывают окраины и центр. Невероятно удобно! Едут быстро, по выделенке, остановок немного. Часто получается быстрее, чем в подземке.

Вторая, по мнению эксперта, возможность сэкономить время — пользоваться летом велосипедом.

— Если нужно преодолеть небольшое расстояние, то я сажусь на два колеса, — пояснил Сергей Николаевич. — Это намного удобнее и дешевле, чем пользоваться автомобилем. Кстати, еще один способ сэкономить время — пользоваться такси.

— Во-первых, они едут по выделенной полосе, значит, как правило, быстрее основного потока. Во-вторых, приехав, вы просто высаживаетесь и не ищите место для парковки, — пояснил эксперт. — Вообще, если взять и временную, и экономическую составляющие, то вариант «такси — велосипед — общественный транспорт» предпочтительнее, чем вариант «автомобиль».

Игорь Кузнецов, ведущий научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН, добавляет:

— Многие мои коллеги, начав пользоваться «Магистралью», стали экономить в пути по 20 и более минут. А скоро, думаю, начнут экономить еще больше, когда запустят Московские центральные диаметры — сквозные электрички, связывающие Москву и область.

Метро и трамваи стали быстрее

Москвичка Ирина Суховеева живет в Южном Тушине, у станции метро «Сходненская». А работа — у станции метро «Динамо».

— Раньше я ездила через центр и тратила около 50 минут. Сейчас езжу по Большому Московскому кольцу и трачу «от двери до двери» не больше получаса, — рассказывает Ирина.

Житель Коптева Евгений Батушев работает на Цветном бульваре.

— До открытия МЦК я каждое утро тащился на автобусе по пробкам к станции метро «Петровско-Разумовская». А уже оттуда по прямой ехал до «Цветного бульвара», — вспоминает Евгений. — Сейчас я дохожу до станции Коптево, доезжаю до Владыкина, пересаживаюсь на серую ветку и доезжаю в среднем на 20–25 минут быстрее, чем раньше. Удобно. Кстати, как отметил Евгений, наземный транспорт теперь тоже позволяет экономить время.

— Раньше, когда я садился в трамвай у станции метро «Войковская», чтобы ехать домой, то мог по 5–10 минут ждать, пока все пассажиры пройдут через переднюю дверь, — вспоминает москвич. — Ждать было очень неудобно: часто под дождем и снегом. А сейчас посадка занимает не больше минуты, потому что турникеты убрали.

Чтобы тратить на поездки в транспорте еще меньше времени, эксперты советуют приобрести безлимитный проездной.

— Если вы много ездите, то такой проездной однозначно выгоднее, — уверен урбанист Григорий Мельник. — Что касается времени, то, например, купив проездной на год, вы в течение всего года сможете не стоять в очереди к кассе или терминалу, где пополняют проездные. Плюс, что немаловажно, вы сможете не беспокоиться на тему, есть ли на вашем проездном еще поездки.

По воздуху и воде

У жителей центра и запада Москвы появилась возможность сократить время в пути благодаря канатной дороге. Теперь попасть из «Лужников» на улицу Косыгина можно всего за пять минут. Тогда как на автобусе и пешком преодолевать это расстояние придется не менее получаса.

— В Москве, по сути, появился новый вид общественного транспорта — надземный, — констатирует Григорий Мельник. — Но скоро появится и еще один транспорт — водный. Столичные власти уже озвучили идею запуска «водных маршрутных такси», которые свяжут центр города и окраины, а также Северный речной вокзал и Химки. Я думаю, эти катера станут отличным способом сэкономить время. Хотя бы потому, что на реке и Канале им. Москвы гарантированно нет пробок.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

Никаких очередей

Отличным способом сэкономить время в очередях стали центры «Мои документы».

— Вспомните, еще несколько лет назад мы должны были стоять в очереди буквально за любой справкой. Приходилось отпрашиваться с работы, — рассказывает Игорь Кузнецов. — Сейчас в центре «Мои документы» любой вопрос решается за несколько минут.

Кстати, об очередях. Врач-терапевт высшей категории Евгения Трошева советует всем москвичам освоить электронную запись в поликлинику.

— К сожалению, многие пациенты до сих пор записываются к врачу через информационные стойки в поликлиниках, — рассказывает Евгения Степановна. — Для этого им приходится каждый раз приходить к нам, терять время.

Между тем записаться можно через сайт mos.ru. Если человек пожилой и сам не может этого сделать — пусть попросит родственников. Записаться действительно очень просто.

Кстати, электронная запись помогает сэкономить время и при обращении к коммунальщикам. Дело в том, что дозвониться в Единую диспетчерскую — (495) 539-53-53 — чтобы, например, вызвать сантехника, не всегда просто: слишком много обращений, и операторы часто заняты. Но можно скачать мобильное приложение на смартфон, зайдя на сайт mosapps.mos.ru. Тогда вызвать мастера можно, лишь сделав несколько кликов.

— Я бы отдельно отметил портал gorod.mos.ru, — добавляет урбанист Григорий Мельник. — Сейчас многие москвичи до сих пор «ищут правды» в управе, префектуре, мэрии. Благоустройство, ремонт, организация парковки — много вопросов. Но все их можно поднять на этом сайте. Я лично убедился, что жалобы там не только принимаются, но и реально отрабатываются.

Причем довольно оперативно: в течение восьми дней. Поэтому нет смысла звонить, писать, ходить на прием к чиновникам. Достаточно просто оставить обращение на сайте. Это на самом деле работает.

Сайт mos.ru также поможет сэкономить время при записи детей в детский сад, школу, в спортивную секцию — вам будет не нужно обивать пороги и писать заявление.

«Здоровые» продукты поближе к дому

Многие москвичи любят фермерские продукты. Еще несколько лет назад купить их можно было только на рынках. А это значит, нужно куда-то ехать. Все-таки рынок — не сетевой магазин, в каждом переулке не встретишь.

— В последние годы у горожан появилась альтернатива. Покупать фермерские продукты они могут на ярмарках выходного дня, — пояснил Григорий Мельник. — Такие ярмарки открылись в каждом районе, а значит, нет необходимости тратить часть выходного дня для поездки на рынок. Да, ассортимент продуктов на ярмарках значительно меньше, чем на рынках.

Но основные овощи и фрукты, а также мясное купить там можно.

Парк — почти под окнами

Одна из главных проблем Москвы — отдых на свежем воздухе. Еще несколько лет назад, чтобы с комфортом прогуляться между деревьев, нужно было ехать в Серебряный Бор или, скажем, Кусковский парк.

— Сейчас места для полноценного отдыха на природе появились практически во всех районах Москвы, — рассуждает Григорий Мельник. — Типичный пример: парк вдоль поймы Яузы. Когда-то это было жутковатое место: темно, заросли, а как река разольется — сплошное болото.

Сейчас там удобнейшие прогулочные тропинки, велодорожки, пирсы для рыбаков, пикниковые точки, детские и спортивные площадки, лежаки, беседки, скамейки, фонари. У жителей Свиблова, Бабушкинского района, Отрадного, Медведкова появилась возможность проводить время на природе и в то же время рядом с домом. И ехать никуда не нужно! Более того: москвичи сами приезжают сюда из других районов. Вместе с тем эксперт отметил рост антропогенной нагрузки на такие «парки новой волны».

— С одной стороны, их появление — это огромный плюс для района, а порой и всего округа.

С другой стороны, как только они появляются, вокруг тут же как грибы начинают расти новые дома и даже целые кварталы, — рассказывает Григорий Мельник. — Девелоперы в буквальном смысле продают парки в качестве важной части окружающей инфраструктуры. Так, например, развернулось массовое строительство рядом с реконструированным Михалковским парком.

Очень плотная высотная застройка появляется рядом с парком «Дружба». Если так пойдет дальше, то «парковый» ресурс будет довольно быстро исчерпан, и москвичам придется вновь выезжать из района, чтобы отдохнуть на свежем воздухе. Потому что в ближайших парках будет так же людно, как на Красной площади.

Центров должно быть несколько

По мнению Григория Мельника, чтобы москвичи и дальше могли эффективнее использовать время, город должен развиваться полицентрически.

— Ну, например, разного рода фестивали должны проводиться не только в центре, но и в каждом районе, — пояснил эксперт. — Прецеденты есть. Вспомните фестиваль «МосЕда», который прошел одновременно на 1,5 тысячи площадок. Киоски с продуктами стояли возле каждой школы! По мнению эксперта, пора возродить идею организации в каждом районе пешеходной зоны.

— Когда их начали массово создавать в центре, возникла идея сделать свой «бродвей» на любой окраине, — рассказывает Мельник. — И чтобы там тоже были кафешки, удобные скамейки, магазины сувениров и разных приятных мелочей, архитектурная подсветка, световые конструкции. Иными словами, чтобы была атмосфера. Ведь именно за атмосферой едут москвичи на выходных в центр. Идея как-то забылась, а зря! В каждом округе, в каждом районе должен быть свой центр. Второй способ избавления москвичей от потерь времени — создание рабочих мест на окраинах.

— У нас 40 процентов всех рабочих мест — в радиусе 3,5 километра от Кремля. Отсюда и пробки, — пояснил эксперт. — Хотим мы или нет, но офисы нужно рассредотачивать. Процесс уже идет. Офисы компании Касперского и российского представительства БМВ, например, находятся на Ленинградском шоссе, в районе станции метро «Водный стадион». Немалая часть их сотрудников, снимающих в Москве жилье, уже переместилась в Головинский и Левобережный районы. Они ходят на работу пешком — а это мечта многих москвичей. Но если подобных офисных центров на окраинах будет много, то и местные жители получат шанс работать рядом с домом, тратя на дорогу всего 15–20 минут. Третий резерв — дальнейшая цифровизация жизни.

— Уже сейчас мы можем оплачивать коммуналку и налоги через интернет, не тратя времени на очереди в банке. А в дальнейшем, я думаю, в сеть перейдет большинство наших трат, включая покупки продуктов, одежды и обуви, — уверен Григорий Мельник. — Будет развиваться и работа «по удаленке». Уже сейчас некоторые москвичи работают удаленно из библиотек, которые теперь превращаются в информационные центры. Тоже интересное начинание.

Новости СМИ2

Все мнения
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER