Золотой остров с видом на Кремль
[b]“Крупнейшая градостроительная программа!” – так оценил проект “Золотой остров” главный архитектор города Александр Кузьмин. По совокупности это сложный комплекс задач, подчиненных общей идее – создать комфортную туристско-рекреационную зону, самую удобную для любования Кремлевским холмом.[/b]Как пройти к Третьяковке? Проектными предложениями охвачена территория острова, образованного Москвой-рекой и Водоотводным каналом. Это тридцать с лишним гектаров от Стрелки рядом с памятником Петру Великому до Балчуга. Предстоит построить почти миллион квадратных метров различных площадей, торговые, культурные и досуговые центры городского значения, 4 гостиницы.Приходит конец малодоступности этого уголка ЦАО, который живет будто сам по себе. До сих пор: идешь к Стрелке – попадаешь в тупик. “Аппендикс” за известным Домом на набережной теперь исчезнет. Сюда перекидывают сразу три пешеходных моста: от храма Христа Спасителя, от памятника Петру и от Якиманской набережной через канал. Гуляйте на здоровье в любом направлении!Легкие дуги мостов с ажурными решетками и фигурными фонарями украсят Золотой остров. Его доступность тем более улучшится, когда здесь появится выход из проектируемой станции метро “Кадашевская” Калининской линии. Разработаны предложения по ее трассировке от станции “Третьяковская”.Дальше линия пойдет в Сити. Продуманы пересечения в разных уровнях автотранспорта и пешеходных потоков, прогулочные маршруты от Москворецкого моста до самой Стрелки, но, оказывается, не до конца…Когда концепция “Золотого острова” обсуждалась на общественном градостроительном совете при мэре столицы, Лужков обратил внимание на серьезную недоработку. Наиболее оживленный маршрут должен связать храм Христа Спасителя с Третьяковской галереей. Однако пешеходы, перейдя через Водоотводный, встретятся с напряженным движением транспорта между Якиманкой и Большим Каменным мостом. Тропа перерублена. Стоять-ждать у светофора? Люди попадают в неблагоприятную ситуацию. Неясно пока, как быть с этим опасным пересечением.Что увидим с крыши? Одобряя концепцию в целом, мэр потребовал от разработчиков бережного отношения к акватории реки. Ее нельзя застраивать, нельзя заужать. Нижняя набережная вещь хорошая, она нужна, но должна быть скромной, берега следует сохранить ровными. Вместе с тем от авторов проекта Лужков ждет большей смелости. По его словам, остров необходимо освободить от всего неприглядного и ненужного. Зачем здесь заводская типография? Общегородская территория должна быть удобной для людей, иметь больше кислорода и свободного пространства. Академик архитектуры Юрий Платонов предложил сделать доступными даже крыши некоторых зданий, превратив их в смотровые площадки с летними садами и кафе.В проект комплекса “Царев Сад” возле Москворецкого моста такая верхняя площадка уже заложена. У ландшафтных архитекторов есть прекрасные возможности творить на Золотом острове, создавать здесь “райские кущи”, “висячие сады”. Расширяется сквер на Болотной площади. Зеленые насаждения увеличиваются втрое за счет набережных и дворов.Было бы опрометчиво вдаваться во все детали градостроительного замысла. В процессе его осуществления появятся коррективы. Но главные задумки и интереснейшие объекты стоит назвать.Вместо завода – музей С острова выводится вся промышленность. Пару лет назад прямо против Кремля были снесены цехи старого заводика “Красный факел”. Случалось, его литейка выбрасывала хлопья копоти в сад своего соседа – английского посольства и в сквер у памятника Репину.Пришло время переселения знаменитого “Красного Октября”. Рассматриваются два новых адреса – район Золоторожского вала и Южное Бутово. А на нынешнем месте, где откроется музей шоколада, будет отражена история этого лидера отечественного кондитерского производства. Возможно, через стекло посетители музея смогут наблюдать процесс ручного изготовления конфет, как это было 100 и 130 лет назад на фабрике товарищества “Эйнем”. Надо думать, вместе с музеем шоколада будет работать фирменный магазин “Красного Октября”.Освободит свои помещения и старейшее предприятие Мосэнерго – МГЭС-1, расположенное на берегу канала. Когда-то оно давало свет для первых электрических иллюминаций Кремля и храма Христа Спасителя, теперь себя изжило. Его заменит новый энергетический объект – газопоршневая теплоэлектростанция в подземном варианте. А памятник промышленной архитектуры будут использовать как городской выставочноразвлекательный зал. Его предполагается объединить с кинотеатром “Ударник” в крупный культурный комплекс.От кинотеатра предполагается вход в четырехэтажное подземное сооружение под Болотной площадью. Суммарно в нем 31 тысяча квадратных метров. На двух верхних уровнях будут торгово-досуговые помещения, этажом ниже детский игровой центр, а на четвертом уровне – паркинг на 254 машины. Проектанты обещают, что остров будет обеспечен паркингами по современным нормативам или более, чем на 6 с половиной тысяч машиномест. Впервые в Москве здесь создаются две крупные подводные автостоянки под каналом. Одна из них будет работать на Третьяковскую галерею, и иметь выезд на Кадашевскую набережную. Когда здесь возведут вторую очередь галереи, Третьяковка еще сильнее будет связана с Золотым островом. Благо через канал загодя был построен красивый мост.Имея столько мощных объектов притяжения, преображенная территория напротив Кремля станет достойным звеном еще более грандиозного проекта – “Золотое кольцо Москвы”. Нужный постскриптум Одновременно с работами на острове будут приведены в порядок и благоустроены ближайшие к нему пространства. Проектировщиками намечено реконструировать парк искусств на Крымской набережной, исторические места – Голутвинскую слободу и Бабий городок. На Якиманской набережной, 4/4 строится многофункциональный центр “Новый двор”. Срок сдачи – 2004 год.Уютнее станет Большая Полянка. Напротив церквей Григория Неокесарийского и Успения в Казачьей слободе воссоздается двухэтажная застройка, соответствующая историческому облику улицы. Это несколько торговых зданий с “секретом”. Хотя они встанут у красной линии, ширина тротуаров увеличится за счет галерей и пассажей, идущих вдоль магазинов. Пешеходам удобней. На двух подземных уровнях новостроек – автостоянка на 118 мест.