Раввин на службе срочной
Если сразу же не поставить все точки над «i», то к удивлению добавится недоумение и непонимание. И, тем не менее, таков один из результатов недавнего визита в еврейское государство представительной делегации Российского еврейского конгресса (РЕК) во главе с его президентом Юрием Исааковичем Каннером. Дело в том, что в современной России нет недостатка в еврейских светских и религиозных организациях. Однако при этом совершенно явственно высветилась такая проблема: в Российской Федерации практически нет своих доморощенных раввинов. В данном случае возникшая ситуация сродни той, которую создает, так называемая, «утечка мозгов». Обычно этот термин соотносится с наукой, но в данном случае он применим и к религии. Иными словами, иудейские общины России регулярно посылают молодых людей в Израиль и в Соединенные Штаты для прохождения обучения и сдачи экзаменов на звание раввина, но в большинстве случаев новоиспеченные служители культа назад уже не возвращаются. Вот и приходится российским иудеям приглашать в свои синагоги раввинов-иностранцев. В принципе ничего плохого в этом нет, тем более что многие иностранные служители культа (кстати говоря, не только иудейского) в самой большой стране мира приживаются, выучивают русский язык и в соответствии с законом получают местное гражданство. Но ведь, в конце концов, дело в принципе! Разве не может российская земля «рождать не только собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов», но и раввинов. В беседе с корреспондентом «ВМ» президент РЕК Юрий Каннер сказал, что в ходе переговоров в Иерусалиме практически решен вопрос о том, чтобы израильтянам российского происхождения, которые заканчивают йешивы и колели (иудейские средние и высшие учебные заведения), разрешали проходить альтернативную службу в синагогах на территории РФ. Опять же здесь требуются пояснения. Молодые люди призывного возраста, относящиеся к ультраортодоксальному лагерю, в ЦАХАЛ (Армию Обороны Израиля) не призываются. Этот сектор израильского общества нельзя путать с иудеями-ортодоксами, которые в армию идут с огромным энтузиазмом. Согласно иудейским законам, еврей обязан служить в армии страны проживания. Однако, если строго следовать предписаниям Торы (Книги Древнего Завета), то он не может служить вместе с женщинами. А в ЦАХАЛ, как известно, призываются и представительницы прекрасного пола. И хотя в нынешнем ЦАХАЛе существуют отдельные батальоны, укомплектованные сплошь ультраортодоксами, большинство призывной молодежи этого сектора в течение трех лет проходит альтернативную службу на далеко не престижных работах, в качестве уборщиков и санитаров. Отныне же эти молодые люди получат возможность послужить на благо российского еврейства, используя полученные ими знания и навыки. Наплыва молодых раввинов со Святой Земли в Россию ожидать не следует, ибо речь идет всего лишь о пятнадцати-двадцати «альтернативщиках», которых, после отбытия трехлетней «вахты», сменят другие. Однако визит представителей РЕКа в еврейское государство только «за получением» «альтернативщиков», разумеется, не ограничивался. Ведь Землю Обетованную посетила делегация бизнес-сообщества, в состав которой вошли шестьдесят человек. Большинство из них составили руководители попечительских советов еврейских общин в российских регионах. По словам Ю.И. Каннера, основная цель визита в Израиль делегации РЕК состояла в установлении и укреплении духовных и взаимовыгодных деловых связей. РЕК – общественное, а не политическое объединение. Однако, оказавшись в регионе, десятилетиями остающейся «точкой кипения» планеты, полностью обойти политические вопросы не представлялось возможным. Тем более, что делегацию принимали такие ведущие израильские политики, как министр иностранных дел Авигдор Либерман, лидер парламентской оппозиции Ципи Ливни, министр внутренних дел Эли Ишай, министр информации и диаспоры Юлий Эдельштейн, министр туризма Стас Мисежников, лидер правительственной коалиции в Кнессете Зеэв Элькин. В беседе с Авигдором Либерманом был поднят вопрос о содействии израильских политиков отмене Вашингтоном дискриминационной поправки Джексона- Вейника, принятой еще в далеком 1974 году с целью затруднить развитие торговых отношений между Советским Союзом и Соединенными Штатами. В свое время внесением этой поправки американцы пытались оказать давление на СССР и страны тогдашнего социалистического лагеря, которые ограничивали эмиграцию своих граждан и в том числе, репатриацию евреев на свою историческую родину. Важно заметить, что глава израильского внешнеполитического ведомства полностью согласился с доводами Ю. Каннера, считающего эту поправку «бессмысленной и даже позорной в ситуации, когда давно уже нет СССР и социалистического лагеря, да и в принципе отсутствуют какие-либо ограничения на эмиграцию из России ее граждан». В ходе встречи с Эли Ишаем зашла речь об отношении официальных израильских ведомств к репатриантам из разных стран мира. Глава внутриполитического ведомства еврейского государства особо подчеркнул тот «вклад, который именно русские» евреи внесли и вносят в развитие израильской экономики, науки и повышения обороноспособности государства». Делегация РЕК провела беседы с лидерами общины бухарских евреев в Израиле Амноном Коэном и грузинской Авраамом Михаэли. Оба лидера представляют свои общины в качестве депутатов в Кнессете. Нельзя пройти мимо того факта, что нынешняя поездка делегации РЕК на Святую Землю способствовала расширению регионального сотрудничества. Так, заместитель главы городской администрации Брянска Юрий Васильевич Бездудный и заместитель главы Администрации местного самоуправления Владикавказа Джамболат Эльбрусович Меликов провели важные встречи с мэрами Иерусалима Ниром Баркатом, Гуш-Эциона Шаулем Гольденштейном и Ашдода Ихиелем Ласри. На следующий визит РЕКа в Израиль уже запланирована встреча представителей администрации славного российского города Твери с мэрией древнего еврейского города Тверии. Эти города станут побратимами! И новая поездка делегации РЕК в Израиль не за горами!