Город

Михаил Югай: Цифровая медицина переходит в статус настоящего

Генеральный директор Московского международного медицинского кластера Михаил Югай
Фото: официальный сайт Московского международного медицинского кластера
Генеральный директор Московского международного медицинского кластера Михаил Югай
Фото: официальный сайт Московского международного медицинского кластера
В технопарке «Сколково» прошел второй Всероссийский форум «Телемедфорум». Одной из тем дискуссий стал вопрос цифровизации медицины. О том, как этот проект реализуется в Москве, «ВМ» рассказал генеральный директор Московского международного медицинского кластера Михаил Югай.

— Михаил Торичеллиевич, на какой стадии сейчас находится цифровизация здравоохранения в Москве?

— Говоря о медицине сегодня, в первую очередь необходимо обратить внимание на тот факт, что с каждым днем она становится все более технологичной во всем мире, в том числе в одном из ведущих мегаполисов мира — Москве. В диагностике, лечении, хирургии — врача повсюду сопровождают технологии, помогающие ему избежать ошибок и сделать правильный выбор. Кроме технологичности, стоит отметить, что сейчас медицина все больше внимания уделяет не лечению, а профилактике социально значимых заболеваний и популяризации здорового образа жизни, ведь предупредить болезнь дешевле и эффективнее, чем ее лечить. Ставя такую цель перед собой, медицина не может действовать в одиночку, и гражданин становится не только пациентом, но еще и партнером в процессе сохранения своего здоровья. И мы считаем, что медицина в ближайшее время продолжит идти по этому пути — ответственность за здоровье будет разделена между человеком и государством, что будет мотивировать население более внимательно относиться к своему здоровью.

Цифровые технологии — один из приоритетов развития сферы здравоохранения во всем мире, ежегодно этот рынок увеличивается на четверть. В Москве существует Единая медицинская информационно-аналитическая система Москвы (ЕМИАС), которая работает с 2012 года и объединяет все поликлиники в единую систему. Портал позволяет записаться на прием к врачу, получить направление на обследование и оформить больничный лист. Для России, страны с огромными расстояниями и транспортной неразвитостью, телемедицинские услуги имеют особенно важное социальное и экономическое значение. 

По данным исследования PwC, вышедшего в 2018 году, Москва вошла в топ-5 в рейтинге самых здоровых городов России (наряду с технологичными Сингапуром, Сиднеем, Лондоном и Нью-Йорком) благодаря нескольким важным показателям: первое место среди мировых мегаполисов по доступности записи к врачу общей практики, третье место по средней продолжительности лечения в стационаре, четвертое место по среднему времени прибытия скорой помощи. Кроме того, Москва на втором месте по доле площади публичных парков, зеленых насаждений и площади зеленых насаждений на одного горожанина. Активно в Москве проходит и повышение квалификации врачей, в том числе по международным стажировкам, дистанционным курсам. В общем, Москве есть чем гордиться. И путь, безусловно, правильный — комплексный, трансформация сферы здравоохранения идет во всех направлениях.

— Что уже сделано?

— В России в целом уровень цифровизации ниже, чем в странах, где этот процесс начался раньше, но за последние годы после принятия закона о телемедицине скорость развития этой отрасли увеличилась. На сегодняшний день активнее всего развивается сегмент «врач-врач». Он включает в себя консультацию специалистов в режиме реального времени, анализ полученного пакета документов и выдачу заключения, а также телеобучение, телеприсутствие во время операций и диагностических процедур.

— Над чем стоит еще поработать, усовершенствовать? 

— В законе о телемедицине в действующей редакции пока много «узких» моментов. Например, первичная телемедицинская консультация включает в себя лишь сбор анамнеза и последующее направление к специалисту. Возможности узнать диагноз, получить рецепт во время удаленной консультации пока нет. Другая проблема закона заключается в том, что пользоваться телемедицинскими услугами могут лишь те пациенты, кто зарегистрирован в Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, что вызывает несколько сложностей: к этой информационной системе подключены не все москвичи; анонимная консультация становится невозможной. Кроме доработки закона важно, на мой взгляд, развивать направление концепции «подключенный пациент». Постоянный мониторинг состояния пациента и поддержание связи с лечебным учреждением позволит снизить риск осложнений и резкого ухудшения состояния больного. Другой положительный аспект постоянного мониторинга: ситуация, когда пациент соблюдает предписания врача до улучшения состояния, а после возвращается к привычному образу жизни, — будет возникать реже. Осознание того, что происходит с организмом, ощущение постоянного внимания со стороны медицинского персонала будут способствовать более осознанному отношению к своему здоровью и «командной» работе с врачом.

— Такая практика есть в других странах? 

— Да, например, в Корее. Там как раз система здравоохранения, которая за пару десятилетий прошла путь от одной из самых бедных до одной из самых эффективных во всем мире. Ключевой фактор, который на это повлиял, — создание технологической платформы для сферы здравоохранения с нуля. В одном из передовых госпиталей Кореи — Bundang — проходят уже несколько лет обучение столичные врачи всех уровней. «Умный госпиталь будущего» Bundang скоро откроется и в Международном медицинском кластере.

Цифровая медицина уже переходит в статус настоящего Фото: Светалана Колоскова, "Вечерняя Москва"

— В чем же преимущество этого госпиталя? 

— Проект Московского медицинского кластера — один из важных с точки зрения развития передовых медицинских технологий. Наш проект призван стать драйвером развития медицины за счет трансфера медицинских инноваций со всего мира, лучшие зарубежные практики будут представлены в клиниках — участниках кластера (из стран ОЭСР). Например, Bundang является первой безбумажной больницей в Южной Корее, где весь документооборот осуществляется в электронном виде. В госпитале нет необходимости заполнять бумаги: разработанная ИТ-система BESTCare позволяет оформлять истории болезни и назначения врача, анализировать снимки в цифровом виде. Высокий уровень организации работы и профессионализм врачей позволяют добиться минимального процента осложнений после операций (0,5% против 4–50% в других медицинских учреждениях) и достижения одного из самых высоких процентов 5-летней выживаемости при некоторых видах рака. Другим решением, касающимся комфорта и спокойствия пациента в южнокорейской клинике, является превращение пациента из объекта лечения в полноценного участника этого процесса. В качестве одного из вариантов включения пациента в процесс можно назвать смарт-кровати: на экране кровати пациенту доступна вся информация о ходе его лечения, результаты анализов, а также панель управления кроватью, освещением и температурой в помещении для максимального комфорта пользователя. С помощью электронных устройств пациент получает всю необходимую информацию в режиме реального времени, а также всегда имеет возможность связаться со своим врачом.

— В чем, на ваш взгляд, плюс цифровизации медицины? 

— Цифровые технологии открывают множество возможностей для получения новых знаний дистанционно. Телемедицина позволит обучаться у лучших специалистов, виртуально присутствовать во время операций и диагностических процедур (например, с использованием очков Google Glass доктор Шафи Ахмед провел первую в мире операцию, которая транслировалась в виртуальной реальности). Это уникальный опыт, позволяющий наблюдать за тем, как проходит операция и работа врача от первого лица. В обучении молодых врачей активно применяются роботы — например, роботы-пациенты в нашем симуляционном центре (он находится в уже построенном диагностическом корпусе ММК), на которых врачи учатся оказывать первую помощь, делать анестезию и различные хирургические вмешательства.

— Влияет ли переход на цифру на качество оказания медуслуг?

— Конечно, напрямую влияет. Электронная система ЕМИАС заметно экономит время горожан для прохождения диспансеризации и во время срочных визитов к врачу. Развитие дистанционных решений позволяет людям получать результаты исследований быстрее и более комфортным способом. Телемедицинские консультации позволяют получить «второе мнение» врачей по сложным случаям. Онлайн-запись на прием, сокращение бумажной работы (при условии качественного обучения медперсонала основам работы с ПК и системами) позволяют больше времени уделять пациенту, более детально разбирая каждый случай и, что не менее важно, выстраивая полноценный личностный контакт, которого сейчас, в условиях ограниченного времени приема, особенно не хватает пациентам. Кроме этого, цифровизация медицины способна снизить вероятность ошибки: например, чат-боты, автоматически собирающие анамнез, обычно занимающий до 60% времени консультации, также сокращают время сбора информации в несколько раз и «разгружают» медсестер и докторов.

Более отдаленный эффект цифровизации медицины будет заключаться в повышении качества медицинских услуг. Возможность обращаться к лучшим специалистам вне зависимости от местонахождения откроет доступ к качественной медицине для жителей самого маленького населенного пункта. Если пациент сможет выбирать себе любого врача в нашей огромной стране, специалисты будут более активно заниматься своим образованием — здоровая конкуренция всегда во благо. Возможность обучаться с помощью цифровых технологий у признанных специалистов, наблюдать удаленно за проводимыми ими операциями также благотворно скажется на квалификации врачей.

— Сколько займет полный переход на цифровое здравоохранение в Москве?

— Цифровизация сферы здравоохранения — постоянный процесс, регулярно будут появляться новые технологичные решения, постоянно будут внедряться новые технологии. Поэтому сложно ограничить этот процесс какими-то временными рамками.

Еще важный момент, связанный с цифровизацией, внедрением телемедицинских технологий, — на мой взгляд, не нужно выдумывать велосипед. Уже есть страны с положительным опытом работы с телемедицинскими технологиями, и мы их можем просто перенимать. У России есть все возможности в будущем занять ведущие позиции в медицинской сфере на глобальных рынках. Международный медицинский кластер при этом стремится стать экспериментальной площадкой, где клиники стран, в которых телемедицина активно развивается, смогут использовать все свои наработки и технологии и наглядно покажут, какие возможности открывает телемедицина.

— Цифровая медицина — это будущее или настоящее?

— Цифровая медицина уже переходит в статус настоящего. Но еще не полностью сформированного настоящего. Сейчас особенно важно отметить результаты, которых уже удалось добиться, поставить себе четкие цели и сроки и двигаться по намеченному пути. Опыт других стран показывает, что цифровизация медицины представляет множество выгод и возможностей: так, по статистике Американской телемедицинской ассоциации, дистанционные консультации и мониторинг сокращают количество госпитализаций на 19 процентов, а количество обращений за очной консультацией — на 70 процентов, что снижает затраты сферы здравоохранения и нагрузку на врачей.

Генеральный директор Московского международного медицинского кластера Михаил Югай
Фото: официальный сайт Московского международного медицинского кластера

Новости СМИ2

17:1922 августа 2019
Все мнения
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER