Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Хрусталь

Хрусталь

Что подразумевается под шумом?

Что подразумевается под шумом?

Гагарин

Гагарин

Водолазка

Водолазка

Наводнение

Наводнение

Библиотеки

Библиотеки

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Что делать с шумными соседями?

Что делать с шумными соседями?

Разница во времени

Развлечения
Март — месяц большого русского писателя Валентина Распутина. Он родился в марте 1937 года, а умер в марте 2015, самую малость не дожив до дня рождения. Хотя его земляки, ссылаясь на разницу во времени между Москвой и Иркутском, утверждают, что Распутин родился и умер в один и тот же мартовский день.

Он был неудобным для любой власти писателем. Как и большинство русского народа считал, что советский социализм, несмотря на все свои недостатки, больше подходил для России. При этом стопроцентно советским писателем Распутин так и не стал. Уже в первом значительном произведении «Деньги для Марии» он показал, как уродуют и калечат деньги души «малых сих». От мысли, что деньги — зло, что русский народ, случись в СССР «денежная революция», погибнет, он не отступал до самой смерти, подписывая протестные (против новой власти) письма, поддерживая КПРФ и Зюганова.  

По мнению Распутина, утвердившийся в России «периферийный» капитализм совершенно не учитывает глубинную психологию и трудовую мотивацию народа. Он утверждал, что в русское сознание, наверное, со времени отмены крепостного права и промышленной революции второй половины XIX века вмонтирована ненависть к тем, кто (по Марксу) наживается на чужом труде и созданном руками народа имуществе, одним своим существованием (дворцы, яхты, миллиарды, семья за границей и т.д.) оскорбляя вековые народные представления о справедливости как мере всех вещей.

Распутин — наследник великой, пронизанной ненавистью к капитализму классической русской литературы. О его «свинцовых мерзостях» писали Толстой, Достоевский, Чехов, Гаршин, Решетников, Успенский, Лесков, Некрасов. Внесли сюда лепту и знаменитые сибирские писатели, именуемые в старых литературных энциклопедиях «областниками»: Мельников-Печерский, Мамин-Сибиряк, Обручев, Крестовский, Авенариус, Маркевич.

Разница во времени Распутин — наследник великой, пронизанной ненавистью к капитализму классической русской литературы / Фото: Скриншот с видео на Youtube (https://youtu.be/gkjr9XPhpyM)

Во второй половине XIX века в России сложилось настоящее антикапиталистическое, антинигилистическое направление в литературе. Все эти писатели показывали, как низовая Россия, ментально и экономически не воспринимающая капитализм как хозяйственную систему, а либерализм, как основу общественных отношений, по воле верхов чахнет от язв капитализма и либерализма. Помимо этого, в русском варианте либерализма они обнаруживали мощнейшую антинациональную направленность. 

Валентин Распутин продолжал в своем творчестве антинигилистические и антилиберальные традиции. Его, вынужденно воздавая ему официальные почести, не любили ни советская, ни постсоветская власть. Правоверная советская литературная критика поначалу не одобрила его роман «Живи и помни». Симпатичные человеческие черты в образе скрывающегося от фронта в бане дезертира показались ей совершенно неуместными. Как и страдания старухи Дарьи в «Прощании с Матерой». Страна строила каскады гидроэлектростанций, а тут плач по какой-то затопленной деревне. Да и перестроечный «Пожар» не обрадовал советскую элиту, через несколько лет точь-в-точь как герои повести деятельно включившуюся в разграбление имущества объятого социальным пожаром СССР.

Встречаясь под телекамерами с Распутиным на берегах Байкала, как правило, в канун каких-нибудь выборов, российские руководители не могли понять, о чем, сбиваясь и волнуясь, говорит этот человек, чего он хочет? Это было видно по их лицам. И, как я вынес из своих редких разговоров с Валентином Григорьевичем, он сам искренне тяготился невозможностью взаимопонимания с представителями «верхов». Впрочем, этого взаимопонимания и не могло быть.

Распутин нес наверх мысли зажатых русских низов о правде, справедливости, глубинной неудовлетворенности существующими реалиями. «Верхи» же в ответ скучающе кивали, в лучшем случае обещали писателю оказать материальное содействие в каком-нибудь умеренно-патриотическом культурном проекте. «И на том спасибо!» — обычно говорил в таких случаях Распутин. Он стоял на том, что народ и власть существуют в разных часовых (жизненных) поясах, и эту разницу во времени преодолеть никак не удается.

Сейчас на дворе другое время. Но боль Распутина не изжита. Глубинный народ по-прежнему мечтает о чем-то несбыточном и невозможном: о граде Китеже, Беловодье, а может сразу о Царствии небесном? Мечтает и перечитывает книги Валентина Григорьевича Распутина.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.