Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Может ли полиция использовать в качестве доказательства запись «прослушки»?

Полицейский с Петровки. Может ли полиция использовать в качестве доказательства запись «прослушки»?

Лучшие места для отпуска в Китае

Лучшие места для отпуска в Китае

Полицейский с Петровки. Выпуск 43

Полицейский с Петровки. Выпуск 43

Драгоценности

Драгоценности

Карелия

Карелия

Арбуз, рецепты

Арбуз, рецепты

Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар

Буланова

Буланова

Развод Диброва

Развод Диброва

Живые сувениры на Патриках

Живые сувениры на Патриках

Правило жизни Лены Федосеевой

Общество

ТИПИЧНАЯ сценка из городской жизни: пытаясь помочь незрячему человеку перейти улицу, сердобольная женщина тянет его за рукав, не предполагая, что тем самым мешает ориентировке. Он теряется, сбивается с размеренного шага, растерянно водит тростью вокруг, стараясь найти приметы знакомого маршрута…Пожалуй, у каждого инвалида по зрению есть свои грустные или смешные истории о том, как его не поняли окружающие люди.Но можно ли их обвинять в этом? Нет, утверждает москвичка, тотально незрячая девушка Елена Федосеева. Более того, она считает, что порой сами незрячие создают подобные ситуации и несправедливо упрекают желающих им помочь в незнании специфики своей жизни. Барьеры, существующие в сознании и тех и других, можно преодолеть. И для этого совсем не обязательно раздавать гражданам специальные памятки по обращению со слепыми. «Чтобы понять другого, не обязательно лезть в душу. Порой достаточно просто улыбнуться», – говорит она.[b]Подружил ребят «Чердак»[/b]Я впервые встретилась с Леной три года назад. Она тогда училась на филологическом факультете Православного гуманитарного университета, всерьез занималась проблемами общения незрячей молодежи, со зрячими сверстниками и даже являлась координатором специального проекта на эту тему.Лену очень волновала эта тема. Почему? Она объяснила это так:– До 14 лет я училась в обычной массовой школе. После потери зрения перешла в Московский специнтернат № 1. Помню, очень стеснялась показывать окружающим людям, что не вижу. Постепенно появился комплекс неполноценности. Но потом я поняла, что своей слепоты не надо скрывать. Для большинства зрячих людей отсутствие зрения у собеседника не является препятствием при общении. Да и мне легче, если я ничего не скрываю.Вообще проблема общения незрячих со зрячими, особенно у подростков, действительно существует. Незрячий ребенок долгое время живет в интернате, вне семьи, не играет со сверстниками во дворе. Впоследствии у него возникают сложности при общении. Ему трудно устанавливать контакты в вузе, работать в зрячем коллективе. Через это прошли многие мои знакомые. Поэтому когда появилась возможность сделать проект по проблемам общения, я с радостью взялась за него.Этот проект она делала под руководством Московского городского клуба инвалидов «Контакты», который в те годы активно занимался вопросами социализации личности, профессиональной ориентации и творческой реализации людей с ограниченными возможностями здоровья.У Лены возникла идея подружить учащихся 1-го Московского интерната и зрячих подростков из молодежного клуба «Чердак».В этом клубе очень интересные ребята. Они знали друг друга по оздоровительным лагерям, в которых отдыхали школьниками.Повзрослев, решили не расставаться, объединились в досуговый клуб под названием «Чердак». Занимались общественной работой, увлекались театром.Они сразу откликнулись на предложение познакомиться с незрячими подростками. Был составлен договор на участие Лены в этом проекте.Она организовала несколько встреч, о которых с восторгом вспоминает до сих пор.– Первое знакомство проходило в интернате. К нему тщательно готовились и «наши», и «чердачники». Для них все это было так необычно. Они приехали с подарками, приготовили сценку по проблемам общения.Очень художественно все оформили, с учетом того, что в ней будут участвовать и незрячие дети.Сюрпризом для незрячих было и то, что гости записали по Брайлю слова своей любимой походной песни, раздали листки залу, и все вместе мы пели под гитару песни о лете, дружбе, природе.Старшеклассники интерната показали гостям сценку из сказки «Алиса в стране чудес». Были игры на общение, встреча закончилась, как и положено, чаепитием.«Чердачники» говорили – какие у вас классные ребята! Некоторые так подружились, что потом приезжали друг к другу в гости. Второй раз встретились в мае. Хотели погулять в парке. Но пошел дождь. И мы вернулись в интернат. Поиграли в игры на общение, попили чай со сладостями. В дальнейшем сформировалась основная группа участников проекта.[b]Учиться рассчитывать только на свои силы[/b]– Главное, ребята поняли – не надо бояться друг друга, – продолжает свой рассказ Лена. – Барьер общения преодолен. И хоть у проекта оказался век короткий, свое положительное дело он сделал. В какой-то мере мы тогда работали на будущее. Если в подростковом возрасте человек избавится от комплекса, ему легче шагать по жизни. А если брать шире и глубже, то нынешние дети – это будущее гражданское общество, которое мы все хотим видеть более гуманным и терпимым к инвалидам.Самой Лене удается избежать конфликтов при общении со зрячими людьми прежде всего потому, что у нее есть определенные установки на эту тему, настоящее правило жизни: – Надо быть адекватным, не отделять себя от общества, принимать его таким, какое оно есть. Не ставить себя в особое положение, чувствовать себя на равных с другими людьми.Учиться рассчитывать только на свои силы. Не говорить, что государство должно то-то и то-то.Может, оно и должно. Но ведь и инвалид что-то должен обществу. Когда я, например, прихожу в магазин, то сразу предупреждаю, что я не вижу и мне нужно помочь. Однажды продавец выложила передо мной весь ассортимент булок, разрешила потрогать их, чтоб я выбрала то, что мне нужно. Но в принципе мне было достаточно подробных устных объяснений. Если в этот магазин придет другой незрячий, продавец уже будет знать, как с ним общаться.В транспорте – свои тонкости. Одни пассажиры предлагают помощь, другие – нет. Народ по-разному реагирует на слепых людей. Но не жестче, чем на остальных. Некоторые сами напрашиваются на грубость. А ведь многие люди просто не догадываются, что рядом с ним незрячий человек. Надо спокойно объяснить им, в чем и как вам нужно помочь. И даже, думаю, никаких специальных программ на эту тему создавать не надо: просто чем активнее будут сами незрячие, тем быстрее общество их поймет. Ведь не случайно в местах, где часто появляются инвалиды по зрению, зрячие люди уже знают, как с ними общаться, умело помогают. Многое зависит от средств массовой информации. Радует, что в последнее время появилось интересные статьи об инвалидах по зрению, документальные сюжеты на ТВ. Это тоже из сферы просвещения.[b]О собаке Злате и театральном кружке[/b]– Когда я решила учиться в Православном университете, то прежде всего поговорила с деканом, объяснила свои проблемы, – рассказывает Лена. – И он посоветовал походить на подготовительные курсы, и, если я решу выбрать этот вуз, то никаких препятствий по причине зрения не будет. Поступала на общих основаниях. Все три вступительных экзамена сдала на пятерки и была принята на филологический факультет. Сокурсники сначала меня сторонились. Потом привыкли. Если нужно, помогают. Да и я им помогаю. Ведь у меня всегда есть полный комплект лекций. В группе появилась и зрячая подружка. Мы с ней вместе ходили в молодежный клуб «Чердак». С преподавателями я заранее обсуждала, в каком формате буду работать. Просила проговаривать вслух написанное на доске.Отказа не было. Здесь главное – не замыкаться в себе. Не копить проблемы, не таить зла на окружающих. Все сложности лучше обсуждать по мере их возникновения, тогда и жить легче.Наверное, не случайно у открытой и общительной Лены много друзей среди зрячих.– Везде, где бываю, стараюсь познакомиться с новыми людьми, – говорит она, – а с некоторыми продолжаю дружить и потом. Очень запомнилась поездка с друзьями в палаточный лагерь в Старой Торопе. Мы не только прекрасно провели время, но и обрели новый дружный коллектив, где нет разделения на зрячих и незрячих. Это было прекрасно! Сложились просто идеальные отношения. Жаль, что потом они прервались. Много знакомых дало мне участие в конкурсе собак-проводников в Купавне. Мы с моей Златой заняли четвертое место. Она у меня молодец, четко выполняла все задания. Ни у собак-проводников, ни у их хозяев проблем с общением не было. Все поддерживали друг друга, переживали, поздравляли.Поделилась Лена и идеей создать на базе местной организации ВОС театральный кружок, куда будут набирать не столько по артистическому таланту, сколько по личной любви к театру. Это кружок для всех желающих попробовать себя в нем…Лена сама нашла и руководителя – Киру Васильевну Райскую, бывшего воспитателя интерната. Увлечение театром у нее от старшего брата. Он окончил МИФИ и ГИТИС, сейчас работает над проектом по документальному кино.Со временем начинающий кружок обрел силы, стал популярным, сейчас существует на базе спецбиблиотеки для слепых. Готовит литературные вечера, показывает их не только в ВОСовской аудитории, но и в зрячей. Недавно участники кружка выступали в Литературном музее «Дом Брюсова» на проспекте Мира.[b]И главное – не останавливаться![/b]Ну, а сама Лена, не отрекаясь от всего, что она обрела в этой жизни, решила резко поменять ее. После окончания Православного университета и зачисления в аспирантуру стала студенткой Кисловодского медицинского колледжа, где инвалиды по зрению традиционно получают профессию массажиста. «Что так?» спрашиваю я. «Жизнь заставила», – улыбается девушка. Понятно, массажисту сейчас легче найти работу, чем филологу. Но, по ее мнению, это вовсе не означает, что она собирается перечеркивать прошлое. Одно другому не мешает. В жизни все пригодится. Главное – не останавливаться в развитии.Проблемы общения ее по-прежнему волнуют. Обучаясь в Кисловодске, она принимала участие в семинаре по вопросам адаптации незрячих детей, где доказывала необходимость совместной деятельности зрячей и незрячей молодежи, особенно в творчестве, организации досуга.Она говорит:– Да, нам, инвалидам, непросто живется. Некоторые, испугавшись трудностей, замыкаются в себе, сидят дома, боятся бросить вызов своим ограниченным физическим возможностям, сторонятся зрячего мира, ведь мостки к нему такие еще хрупкие. Но по ним необходимо идти. И чтобы нас поняли, признали равными, порой достаточно просто улыбнуться друг другу. Нужно плотнее общаться, искать точки соприкосновения.Все-таки какой светлый, солнечный человек Лена Федосеева.

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.