Правило жизни Лены Федосеевой
ТИПИЧНАЯ сценка из городской жизни: пытаясь помочь незрячему человеку перейти улицу, сердобольная женщина тянет его за рукав, не предполагая, что тем самым мешает ориентировке. Он теряется, сбивается с размеренного шага, растерянно водит тростью вокруг, стараясь найти приметы знакомого маршрута…Пожалуй, у каждого инвалида по зрению есть свои грустные или смешные истории о том, как его не поняли окружающие люди.Но можно ли их обвинять в этом? Нет, утверждает москвичка, тотально незрячая девушка Елена Федосеева. Более того, она считает, что порой сами незрячие создают подобные ситуации и несправедливо упрекают желающих им помочь в незнании специфики своей жизни. Барьеры, существующие в сознании и тех и других, можно преодолеть. И для этого совсем не обязательно раздавать гражданам специальные памятки по обращению со слепыми. «Чтобы понять другого, не обязательно лезть в душу. Порой достаточно просто улыбнуться», – говорит она.[b]Подружил ребят «Чердак»[/b]Я впервые встретилась с Леной три года назад. Она тогда училась на филологическом факультете Православного гуманитарного университета, всерьез занималась проблемами общения незрячей молодежи, со зрячими сверстниками и даже являлась координатором специального проекта на эту тему.Лену очень волновала эта тема. Почему? Она объяснила это так:– До 14 лет я училась в обычной массовой школе. После потери зрения перешла в Московский специнтернат № 1. Помню, очень стеснялась показывать окружающим людям, что не вижу. Постепенно появился комплекс неполноценности. Но потом я поняла, что своей слепоты не надо скрывать. Для большинства зрячих людей отсутствие зрения у собеседника не является препятствием при общении. Да и мне легче, если я ничего не скрываю.Вообще проблема общения незрячих со зрячими, особенно у подростков, действительно существует. Незрячий ребенок долгое время живет в интернате, вне семьи, не играет со сверстниками во дворе. Впоследствии у него возникают сложности при общении. Ему трудно устанавливать контакты в вузе, работать в зрячем коллективе. Через это прошли многие мои знакомые. Поэтому когда появилась возможность сделать проект по проблемам общения, я с радостью взялась за него.Этот проект она делала под руководством Московского городского клуба инвалидов «Контакты», который в те годы активно занимался вопросами социализации личности, профессиональной ориентации и творческой реализации людей с ограниченными возможностями здоровья.У Лены возникла идея подружить учащихся 1-го Московского интерната и зрячих подростков из молодежного клуба «Чердак».В этом клубе очень интересные ребята. Они знали друг друга по оздоровительным лагерям, в которых отдыхали школьниками.Повзрослев, решили не расставаться, объединились в досуговый клуб под названием «Чердак». Занимались общественной работой, увлекались театром.Они сразу откликнулись на предложение познакомиться с незрячими подростками. Был составлен договор на участие Лены в этом проекте.Она организовала несколько встреч, о которых с восторгом вспоминает до сих пор.– Первое знакомство проходило в интернате. К нему тщательно готовились и «наши», и «чердачники». Для них все это было так необычно. Они приехали с подарками, приготовили сценку по проблемам общения.Очень художественно все оформили, с учетом того, что в ней будут участвовать и незрячие дети.Сюрпризом для незрячих было и то, что гости записали по Брайлю слова своей любимой походной песни, раздали листки залу, и все вместе мы пели под гитару песни о лете, дружбе, природе.Старшеклассники интерната показали гостям сценку из сказки «Алиса в стране чудес». Были игры на общение, встреча закончилась, как и положено, чаепитием.«Чердачники» говорили – какие у вас классные ребята! Некоторые так подружились, что потом приезжали друг к другу в гости. Второй раз встретились в мае. Хотели погулять в парке. Но пошел дождь. И мы вернулись в интернат. Поиграли в игры на общение, попили чай со сладостями. В дальнейшем сформировалась основная группа участников проекта.[b]Учиться рассчитывать только на свои силы[/b]– Главное, ребята поняли – не надо бояться друг друга, – продолжает свой рассказ Лена. – Барьер общения преодолен. И хоть у проекта оказался век короткий, свое положительное дело он сделал. В какой-то мере мы тогда работали на будущее. Если в подростковом возрасте человек избавится от комплекса, ему легче шагать по жизни. А если брать шире и глубже, то нынешние дети – это будущее гражданское общество, которое мы все хотим видеть более гуманным и терпимым к инвалидам.Самой Лене удается избежать конфликтов при общении со зрячими людьми прежде всего потому, что у нее есть определенные установки на эту тему, настоящее правило жизни: – Надо быть адекватным, не отделять себя от общества, принимать его таким, какое оно есть. Не ставить себя в особое положение, чувствовать себя на равных с другими людьми.Учиться рассчитывать только на свои силы. Не говорить, что государство должно то-то и то-то.Может, оно и должно. Но ведь и инвалид что-то должен обществу. Когда я, например, прихожу в магазин, то сразу предупреждаю, что я не вижу и мне нужно помочь. Однажды продавец выложила передо мной весь ассортимент булок, разрешила потрогать их, чтоб я выбрала то, что мне нужно. Но в принципе мне было достаточно подробных устных объяснений. Если в этот магазин придет другой незрячий, продавец уже будет знать, как с ним общаться.В транспорте – свои тонкости. Одни пассажиры предлагают помощь, другие – нет. Народ по-разному реагирует на слепых людей. Но не жестче, чем на остальных. Некоторые сами напрашиваются на грубость. А ведь многие люди просто не догадываются, что рядом с ним незрячий человек. Надо спокойно объяснить им, в чем и как вам нужно помочь. И даже, думаю, никаких специальных программ на эту тему создавать не надо: просто чем активнее будут сами незрячие, тем быстрее общество их поймет. Ведь не случайно в местах, где часто появляются инвалиды по зрению, зрячие люди уже знают, как с ними общаться, умело помогают. Многое зависит от средств массовой информации. Радует, что в последнее время появилось интересные статьи об инвалидах по зрению, документальные сюжеты на ТВ. Это тоже из сферы просвещения.[b]О собаке Злате и театральном кружке[/b]– Когда я решила учиться в Православном университете, то прежде всего поговорила с деканом, объяснила свои проблемы, – рассказывает Лена. – И он посоветовал походить на подготовительные курсы, и, если я решу выбрать этот вуз, то никаких препятствий по причине зрения не будет. Поступала на общих основаниях. Все три вступительных экзамена сдала на пятерки и была принята на филологический факультет. Сокурсники сначала меня сторонились. Потом привыкли. Если нужно, помогают. Да и я им помогаю. Ведь у меня всегда есть полный комплект лекций. В группе появилась и зрячая подружка. Мы с ней вместе ходили в молодежный клуб «Чердак». С преподавателями я заранее обсуждала, в каком формате буду работать. Просила проговаривать вслух написанное на доске.Отказа не было. Здесь главное – не замыкаться в себе. Не копить проблемы, не таить зла на окружающих. Все сложности лучше обсуждать по мере их возникновения, тогда и жить легче.Наверное, не случайно у открытой и общительной Лены много друзей среди зрячих.– Везде, где бываю, стараюсь познакомиться с новыми людьми, – говорит она, – а с некоторыми продолжаю дружить и потом. Очень запомнилась поездка с друзьями в палаточный лагерь в Старой Торопе. Мы не только прекрасно провели время, но и обрели новый дружный коллектив, где нет разделения на зрячих и незрячих. Это было прекрасно! Сложились просто идеальные отношения. Жаль, что потом они прервались. Много знакомых дало мне участие в конкурсе собак-проводников в Купавне. Мы с моей Златой заняли четвертое место. Она у меня молодец, четко выполняла все задания. Ни у собак-проводников, ни у их хозяев проблем с общением не было. Все поддерживали друг друга, переживали, поздравляли.Поделилась Лена и идеей создать на базе местной организации ВОС театральный кружок, куда будут набирать не столько по артистическому таланту, сколько по личной любви к театру. Это кружок для всех желающих попробовать себя в нем…Лена сама нашла и руководителя – Киру Васильевну Райскую, бывшего воспитателя интерната. Увлечение театром у нее от старшего брата. Он окончил МИФИ и ГИТИС, сейчас работает над проектом по документальному кино.Со временем начинающий кружок обрел силы, стал популярным, сейчас существует на базе спецбиблиотеки для слепых. Готовит литературные вечера, показывает их не только в ВОСовской аудитории, но и в зрячей. Недавно участники кружка выступали в Литературном музее «Дом Брюсова» на проспекте Мира.[b]И главное – не останавливаться![/b]Ну, а сама Лена, не отрекаясь от всего, что она обрела в этой жизни, решила резко поменять ее. После окончания Православного университета и зачисления в аспирантуру стала студенткой Кисловодского медицинского колледжа, где инвалиды по зрению традиционно получают профессию массажиста. «Что так?» спрашиваю я. «Жизнь заставила», – улыбается девушка. Понятно, массажисту сейчас легче найти работу, чем филологу. Но, по ее мнению, это вовсе не означает, что она собирается перечеркивать прошлое. Одно другому не мешает. В жизни все пригодится. Главное – не останавливаться в развитии.Проблемы общения ее по-прежнему волнуют. Обучаясь в Кисловодске, она принимала участие в семинаре по вопросам адаптации незрячих детей, где доказывала необходимость совместной деятельности зрячей и незрячей молодежи, особенно в творчестве, организации досуга.Она говорит:– Да, нам, инвалидам, непросто живется. Некоторые, испугавшись трудностей, замыкаются в себе, сидят дома, боятся бросить вызов своим ограниченным физическим возможностям, сторонятся зрячего мира, ведь мостки к нему такие еще хрупкие. Но по ним необходимо идти. И чтобы нас поняли, признали равными, порой достаточно просто улыбнуться друг другу. Нужно плотнее общаться, искать точки соприкосновения.Все-таки какой светлый, солнечный человек Лена Федосеева.