Москвич решил возродить церковь в селе, где прошло его детство
В этих живописных местах, где в свое время располагалось поместье княжеского рода Волконских и усадьба богатого купца Николая Алексеевича Морозова, прошло детство Сергея. Здесь выросла его мама, в уютном домике жили бабушка с дедом, к которым он каждый год приезжал погостить на все лето. Вместе с другими мальчишками гонял на велосипеде, купался в речке. И каждый раз с замиранием сердца проезжал мимо полуразрушенного храма, что возвышался над дорогой. Тихое, но невероятно красивое местечко — устье реки Молвы. Огибая храм, она впадает в Проню.
— Крестовоздвиженскую церковь возвели в камне на месте деревянной в 1897 году, — Сергей Слепов делится фактами из госархива Рязанской области. — Церковным старостой был купец Морозов. Недалеко от храма сохранился его дом: в советские годы там была школа.
А вот от усадьбы Волконских, увы, ничего не осталось. Лишь одинокий, по-стариковски закрученный, вяз — призрак роскошной аллеи — шумит на ветру молодой листвой. Во время коллективизации дворянские постройки снесли и на их месте организовали свинарник.
Незавидная участь постигла и церковь. Первый раз ее закрыли в 1930-х годах. Тогда же сбросили колокол. Упав вниз, тяжеловес разбил ступени. Провалы в паперти, как загрубевшие рубцы, напоминают в наши дни о старой боли.
Это была единственная церковь на несколько близлежащих деревень. Но местные жители продолжали молиться. За свои семьи. Родных и близких. За всю страну. Весной 1945 года, за несколько дней до Победы, по просьбе верующих храм открыли. Как оказалось, не навсегда. Окончательно его закрыли в 1961 году. А чтобы здание не пустовало, церковь приспособили под зернохранилище. На благо колхоза «Родина».
— Повезло еще, — рассуждает Слепов. — Если бы там сделали сельский клуб или химикаты хранили, все было бы гораздо хуже. А так хотя бы стены уцелели.
«Наследство» Морозова
И все-таки зернохранилище — не святыня. Год за годом храм ветшал и разрушался. Древнее здание не щадило ни время, ни люди. Большой купол сломали, шатер над колокольней прогнил и завалился, крыша прохудилась, окна разбили, разноцветную дореволюционную плитку, которая покрывала полы, растащили.
— Плюс ко всему ходили байки, что купец Морозов спрятал в церкви золото, — пересказывает одну из историй от местных старожилов Сергей Слепов. — Черные копатели в погоне за сокровищами осквернили могилу местного священника, пробили дырку в алтаре, разворотили все углы. Есть какое-то глупое поверье, что клады прячут по углам, вот они и постарались.
Уже к началу 1990-х годов заброшенный храм, заросший травой и кустарником, выглядел по-готичному мрачно и печально. Причем как снаружи, так и внутри. Обшарпанные стены, кругом мусор. Кто-то на амвоне, видимо, «ради прикола», нарисовал пентаграмму. С потолка, где раньше сияло паникадило — центральная люстра храма, — свисала ржавая цепь. Иногда от скуки местные пацаны приделывали к ней палку и раскачивались, как на тарзанке.
— Если бы я не взялся за восстановление храма, обязательно нашелся бы кто-то другой, — уверен Сергей. — Просто время пришло.
Отзывчивость и чудеса
О возрождении храма Сергей задумывался и в детстве, когда слушал рассказы бабушки о светлых праздниках и святых, когда узнал, что в этой церкви крестили его маму. Однако осознанно к этой мысли он пришел после университета.
— Все началось с проекта «Общее дело»: ездил на Север, помогал восстанавливать деревянные храмы, — рассказывает Сергей. — И вот как-то раз, вернувшись из такой экспедиции, я поехал в родную деревню. Меня словно током ударило: за полторы тысячи километров мотаюсь, а тут под боком храм разрушается.
Идея восстановить его прочно засела у Слепова в голове, и он взялся за работу. Сначала вдвоем с отцом, потом местные жители подтянулись. Скосили бурьян, закрыли пленкой окна. Так шесть лет назад началась история возрождения Крестовоздвиженской церкви.
— За это время у нас сложилась настоящая община. Нам помогают друзья, знакомые, православное братство «Сыны Афона», сестричество Ефросинии Московской и просто неравнодушные люди, — благодарит Сергей всех и каждого за поддержку. — Кто деньгами помогает, кто трудом. Любой отклик для нас — большая радость.
Одна женщина написала для храма икону. Он еще не восстановлен, во время сильных дождей протекает крыша, но внутри уже проходят молебны. С подачи местных жителей умелые мастера сделали и поставили временный иконостас.
— Порой случаются прямо чудесные истории, — продолжает Сергей. — Напротив храма стоит дом, который не так давно купили москвичи. Но их обманули: он обошелся им гораздо дороже его реальной стоимости. И вот однажды они попали к старцу Илию, рассказали ему о своей беде, упомянули о храме. Возвращаются домой, а в кармане сверток лежит. С крупной суммой денег. Илий не говорил, что это на храм. И, представляете, вместо того чтобы оставить деньги себе, они пожертвовали их на восстановление церкви.
Но самое удивительное выяснилось чуть позже. Когда закупили и привезли к храму основную часть пиломатериала — доски, брусья для ремонта крыши, оказалось, что на все это ушла ровно та сумма, которую передал отец Илий.
Не в бревнах, а в ребрах
Храм восстанавливают сверху вниз. Начали с колокольни. Уже воссоздали шатер, сделали главку, положили дубовые балки для колоколов, которых, правда, пока нет, и подняли наверх освященный крест. В летопись возрождения церкви обязательно попадет снимок с этого радостного события. Посмотреть на установку креста собралось полдеревни.
— Есть такое выражение: не в бревнах храм, а в ребрах, — говорит Сергей. — Важно, чтобы восстановленная церковь не пустовала.
Работы еще немало. В прошлом году сделали кровлю над трапезной и алтарем. Отремонтировали дымоходы и водостоки. В этом году надо срочно доделать крышу над основным четвериком храма, заменить двери и вставить восемь окон. А если получится, то и воссоздать большой купол.
— На днях добрые люди пожертвовали нам средства на оплату нитрида титана — металла «под золото», который пойдет на купол, — рассказывает последние новости Сергей. — Еще один человек перечислил деньги, на которые мы закупим недостающие пять кубометров досок для обновления последней части кровли.
Майские праздники в семье Слеповых пройдут в заботах о храме: стартует новый сезон строительных работ. И если кто-то вдруг хочет присоединиться к возрождению Крестовоздвиженской церкви, можно написать на почту: hram.molvina.sloboda@gmail.com.
КСТАТИ
После полного восстановления фасадов и кровли церкви начнутся работы внутри храма. Предстоит сделать полы, привести в порядок потолок и стены, а также позаботиться о внутреннем убранстве храма. К слову, неравнодушные люди уже сейчас передают лампады, подсвечники, иконы и другие религиозные предметы. На собранные деньги удалось купить престол и жертвенник для алтаря.