Эксперты рассказали, подорожают ли напитки и детское питание
Производители детского питания и безалкогольных напитков предупредили о росте цен в случае введения маркировки товаров данных категорий. «Вечерняя Москва» спросила специалистов, как это повлияет на прилавки магазинов.
Дорогая модернизация
Письма с подробным описанием сложившейся ситуации премьер-министру России Дмитрию Медведеву направили исполнительный директор ассоциации «Русбренд» Алексей Поповичев и президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод и Российского союза производителей соков Максим Новиков. Текст был продиктован решением правительства расширить список маркируемых товаров, в число которых попали детское питание и безалкогольные напитки. Основная задача — ликвидация контрафактной продукции с рынка.
— По этому вопросу мы обращались в Минпромторг еще в прошлом году, — рассказал «Вечерней Москве» Алексей Поповичев. — Это произошло после презентации Центра развития перспективных технологий (компания выступает оператором системы маркировки — прим. «ВМ»), где они пытались продемонстрировать сегодняшнее положение с детским питанием, приводили не имеющие никакого отношения к действительности цифры — например, что 18 процентов данной продукции не соответствуют нормам. Поэтому мы со своей стороны решили донести до правительства информацию о положении в отрасли, о том, что там нет контрафакта.
Производители стремятся довести детское питание до уровня высшего качества — причем без внедрения дополнительных мер, отметил Алексей Поповичев. В итоге возникает ситуация, при которой высокие затраты производителей, которые «Русбренд» оценил в 13,5 миллиарда рублей, не оправдываются маркировкой товаров. Более того, некоторые и не потянут дополнительные расходы на модернизацию оборудования, что приведет к их уходу с рынка. При этом цены на прилавках вырастут. И родителям ребенка от 0 до 1,5 лет придется тратить в среднем на 500 рублей в месяц больше, предупреждает собеседник «Вечерней Москвы».
— Мы очень надеемся, что этот вопрос будет изучен правительством и это решение не примут. Если мы хотим бороться с контрафактом, это не тот метод, который нужно применять в отношении к детскому питанию. Тем более что такой продукции в этом сегменте нет, — резюмировал Алексей Поповичев.
Ради безопасности детей
В «Русбренде» утверждают, что детское питание не нуждается в маркировке ввиду и без того жесткого контроля за его производством. С этим утверждением в целом согласна и заведующая лабораторией технологии продуктов детского и диетического питания Всероссийского научно-исследовательского института птицеперерабатывающей промышленности Российской академии сельскохозяйственных наук, доктор технологических наук Изабелла Стефанова. Однако, по ее словам, дополнительные меры контроля будут только способствовать поддержанию высокого качества детского питания.
— Конечно, каждая мама хочет знать путь продукта от производителя до прилавка. В этом плане маркировка необходима. Было бы странно, если к продуктам общего спроса она применялась, а по поводу наиболее важных продуктов мы бы просто сказали, что они и так хороши. Это неправильно, — отметила Изабелла Стефанова в разговоре с корреспондентом «Вечерней Москвы».
Эксперт признает, что модернизация оборудования для маркировки приведет к повышению цен на продукцию.
— При этом я не думаю, что увеличение стоимости будет таким уж большим. Тем более что многие предприятия данного сегмента, работающие на рынке, уже вводят эти системы и с ними работают, — подчеркнула специалист.
Цена вопроса
Ряд товаров с маркировкой уже продаются в магазинах в пилотном режиме, напоминает заместитель исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли (АТОР) Владимир Ионкин. По его словам, разговоры о повышении цен на ряд категорий товаров на сегодняшний день преждевременны.
— Когда система заработает в полном объеме, можно будет делать первые выводы, — сказал Владимир Ионкин. — Хотя, если брать в пример Единую государственную автоматизированную информационную систему, которая была внедрена в 2016 году для отслеживания алкоголя, особого ценового всплеска там мы с вами не наблюдали.
Эксперт сомневается, что меры по маркировке продуктов значительно скажутся на ассортименте товаров в магазинах. В этом смысле заложниками ситуации становятся, скорее, покупатели, нежели торговые предприятия. Ведь ходить в магазин мы с вами не прекратим.
— Собственно, бизнес и просит у государства разумно подходить к введению новых товарных категорий в маркировку. Для этого должно быть разумное обоснование, — считает Владимир Ионкин.
Читайте также: Экономист объяснил, почему подорожала окрошка