Город

Машины из области фантастики: когда электрокары подешевеют

Корреспондент «Вечерней Москвы» Мария Гусева протестировала китайский хэтчбек «Джак» (JAC)
Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»
Корреспондент «Вечерней Москвы» Мария Гусева протестировала китайский хэтчбек «Джак» (JAC)
Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

По данным агентства «Автостат», за первые три месяца 2019 года продажи электромобилей в стране выросли в 4,1 раза по сравнению с таким же периодом прошлого года.

По статистике, Москва по количеству электромобилей только на третьем месте после таких российских регионов как Владивосток и Хабаровский край. И это неудивительно, ведь цена — по-прежнему один из главных факторов при покупке машины, а на Дальнем Востоке найти дешевый подержанный японский электромобиль проще, чем в центре России. Согласитесь, купить машину за 400 тысяч на Дальнем Востоке или за 1,5 миллиона в Москве — это принципиальная разница.

Зато Москва и Подмосковье на первом месте по количеству владельцев дорогих электрокаров, таких как «Тесла» (кроссоверы Model X и седан Model S). Также в столице, по данным автодилеров, хорошо продаются такие марки электроавто как Jaguar I-Pace и Nissan Leaf.

Корреспондент и фотограф «Вечерней Москвы» побывали в одном из автосалонов столицы, специализирующемся на продаже электрических автомобилей, чтобы опробовать их в деле.

Внутри салона — экокожа, и это совсем не ради экономии. В «Тесле» — тоже кожзам, так как покупают такие авто люди с «экологическим» сознанием Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

ОСНАЩЕНИЕ ЭЛЕКТРОКАРА 

За руль Тесла Model X стоимостью 10 миллионов рублей нас не пустили, дали прокатиться лишь на китайском хэтчбеке «Джак» (JAC). На самом деле он собирается в Казахстане. Модель со 115 лошадиными силами и передним приводом выдерживает зарядку на 230 километров в день зимой. Внутри салона — экокожа, и это совсем не ради экономии. В «Тесле» — тоже кожзам, так как покупают такие авто люди с «экологическим» сознанием.

Электромотор «Джака» располагается под капотом, а аккумуляторная батарея — под сиденьями. С виду ничего необычного: машинка с рулем, педалями, парктроником. Вот только заводится электромобиль не ключом, а кнопкой, но это уже не в диковинку.

Заводится электромобиль не ключом, а кнопкой, но это уже не в диковинку Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

Мы стартовали с Ленинского проспекта и доехали до набережной Москвы-реки. Сразу поразило, что машина едет тихо и не вибрирует. Непривычное отсутствие звука мотора компенсировалось шумом города. Для переключения скоростей требуется лишь сильнее давить на педаль, как при езде на «автомате». На светофоре машина стартует незаметно быстро, потому что нет инерции набора скорости, как у двигателя внутреннего сгорания. 

— Стоимость заправки полной батареи всего 150 рублей на 230 километров — это намного дешевле, чем бензин, — пояснил сотрудник автосалона Александр Гаращук.

Заправляется такое авто от обычной комнатной розетки, выведенной на улицу, за 12 часов, а от специальной стационарной электророзетки — за 6 часов. Срок жизни у батарея литий-ионного типа официально 7–8 лет, но может работать и дольше.

Заправляется такое авто от обычной комнатной розетки, выведенной на улицу, за 12 часов, а от специальной стационарной электророзетки — за 6 часов Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

Стоимость замены масла в редукторе составила всего 2 тысячи рублей. Его должно хватить на год. А если учесть, что для электрокаров в центре Москвы парковка бесплатная, то это — идеальный городской транспорт. Почему мы все еще не пересели на них?

ПОЧЕМУ ЭЛЕКТРОКАРЫ ПОКУПАЮТ НЕ ВСЕ

Заставляет москвичей воздержаться от покупки электрокара прежде всего его цена. Она пока более чем заоблачная — 2,5 миллиона рублей за новое китайское авто. Не успокаивает даже то, что эксплуатация машины стоит копейки.

— Покупают такие машины люди не бедные, для которых цена — не на первом месте, — уточнил Александр Гаращук.

Вот примерный портрет такого покупателя: продвинутый человек лет 30–40, увлекающийся или работающий в сфере IT-технологий, инновационного производства. 

Второй момент, который тормозит распространение электрокаров у нас: сами производители не хотят приходить в страну из-за сложностей сертификации и отсутствия покупательской способности населения.

— Чтобы сертифицировать «Джак», казахстанские сборщики отдали для проведения краш-тестов в МАДИ три экземпляра машины. Краш-тест проводился фронтальный, боковой и переворот. Растаможка таких машин стоит недешево и НДС — 20 процентов, отсюда и высокая стоимость самой машины, — пояснил представитель автосалона.

Заставляет москвичей воздержаться от покупки электрокара прежде всего его цена: за новое китайское авто придется отдать 2,5 миллиона  Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

Покупатели не торопятся приобретать такое авто еще и потому, что у нас официально они не обслуживаются, ведь пока электрокары везут в Москву все больше частным образом: из Европы и Америки. В последнее время, правда, автосалоны все-таки стали заниматься эко-машинами.

Возникают у владельцев электрокаров и проблемы с заправкой: в Москве специализированных точек всего 44. Зато хозяева электроавто имеют право попросить префектуру своего округа оборудовать розетку во дворе.

СУБСИДИИ ДЛЯ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ЭКОАВТО

В правительстве РФ обсуждаются дополнительные льготы для владельцев авто с электродвигателем: возможность передвигаться по выделенной полосе и свободный проезд по платным дорогам. Однако этого, судя по всему, маловато для того, чтобы простимулировать россиян начать массово скупать электрокары.

— Мы уверены, что года через четыре эти машины будут стоить дешевле, чем с двигателем внутреннего сгорания. Поэтому мы и перепрофилировали наш салон по продаже автомобилей с бензиновыми двигателями премиум-сегмента в салон электрокаров, — оптимистично смотрит в будущее представитель автодилера.

Четыре года. Пожалуй, это слишком мало, но аналитики прогнозируют, что к 2040 году в мире будет продано 60 млн электроавтомобилей, что составит 55 процентов всего рынка легковых машин (по данным Некоммерческого партнерства «ГЛОНАСС»). Сейчас в России — 3 670 электромобилей.

Эта машина, похожая на болид из фильма «Назад в будущее», — из области фантастики. Поэтому, наверное, у нее и такая заоблачная цена Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

Пока производители пытаются снизить стоимость производства экоавто, в некоторых странах граждан уже стимулируют к покупке электромобиля субсидиями. В Китае по госпрограмме можно купить электроавто за 50 процентов от его стоимости. Похожая программа будет запущена и в Казахстане с 2020 года. Казахстан — крупнейший импортер бензина из России. Вот казахи и посчитали, что дешевле пересадить своих граждан на электрические авто, чем импортировать топливо из РФ.

Возможно, в России тоже придут к необходимости субсидировать население для приобретения электрокаров. И тогда жизнь вокруг нас изменится кардинально.

Так размышляли мы с редакционным фотографом Александром, любуясь, как распахиваются, слово крылья птицы, двери у Tesla Model X. Машина, похожая на болид из фильма «Назад в будущее», — технологии из области фантастики и космическая цена.

Читайте также: Экологичная Москва: стоит ли вводить ограничения для старых автомобилей

Корреспондент «Вечерней Москвы» Мария Гусева протестировала китайский хэтчбек «Джак» (JAC)
Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

Новости СМИ2

Все мнения
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER