Как изменилось отношение москвичей к велосипедам за сто лет
Первые велосипеды в столице появились более 150 лет назад — в начале 1860-х годов. На «костотрясах», как их тогда называли, катались только аристократы. Большинство использовало велосипеды французского производства. Отечественные же модели в то время были малочисленны и изготавливались вручную.
— Первый самодельный велосипед изготовили приблизительно в 1865 году в усадьбе графов Шереметевых. И этот раритет сохранился до наших дней! Мне довелось его реставрировать, но сейчас он находится в музее-заповеднике «Останкино», — рассказывает Андрей Митяев.
В 1870-х «двухколесные кони» стали потихоньку входить в жизнь москвичей. Правда, на велосипедистов еще смотрели то с удивлением, то с любопытством. Но так продолжалось недолго: жители Первопрестольной оценили техническую новинку, и она становилась все более популярной. Так что уже в 1884 году столичные власти утвердили устав Московского общества велосипедистов-любителей. А вскоре состоялась и первая российская велогонка — ее провели на ипподроме на Ходынском поле.
— Заезды на дистанцию 1,5 версты (около 1,6 километра. — «ВМ») собрали рекордное количество зрителей — около 25 тысяч человек, — говорит Митяев.
Несмотря на растущую популярность, кататься на велосипедах по городским улицам запрещалось — велолюбителям приходилось довольствоваться закрытыми манежами и загородными парками. Возможность прокатиться на велосипеде по московским тротуарам появилась у горожан только через десять лет после первой гонки, в 1894 году, когда городские власти сняли запрет.
Сегодня в Москве для велосипедистов создана вся необходимая инфраструктура. Многочисленные велодорожки объединяют разные районы и округа столицы, они проходят и по улицам, и по парковым зонам города. Кстати, самая первая велодорожка появилась в нашем городе еще в 1898 году.
— Она находится на Ленинградском проспекте — между площадью Тверской Заставы и станцией метро «Сокол» и до сих пор сохранилась почти в первоначальном виде, — добавляет Андрей Митяев.
Излюбленным местом велосипедистов всегда был парк «Сокольники».
— Парк и его окрестности активно использовали для езды, в том числе и для групповой. Также велосипедисты облюбовали районы Тверской Заставы и Петровки. На Петровке, кстати, было много веломагазинов, — продолжает Митяев.
В послевоенные годы число «двухколесных коней» стало расти. Открылось много предприятий, выпускавших велосипеды разных типов. На одном из таких заводов создали любимый всеми советскими детьми «Школьник», на котором гоняли как первоклашки, так и ребята постарше.
— А велосипед «Старт-шоссе» был, наверное, мечтой всех мальчишек. С начала 60-х его стали продавать открыто, хотя раньше заполучить такой «велик» могли только представители спортивных коллективов, — говорит Андрей Митяев.
Сегодня езда на велосипеде — один из любимых видов активного отдыха горожан. Как и раньше, велолюбители предпочитают кататься в столичных парках — не только в Сокольниках, но и на ВДНХ, в Парке Горького, Измайловском, Царицыне, Коломенском и других.
Пользуются большой популярностью и велодорожки, поэтому столичные власти планируют увеличить их количество. А тем, у кого нет собственного велотранспорта, город предлагает отличную альтернативу — сервисы проката. Сегодня в столице уже 530 пунктов, где можно взять велосипед в аренду. В прошлом году на арендованном велотранспорте москвичи и гости города совершили более четырех миллионов поездок, и, по расчетам, в этом году эта цифра будет еще больше. Тем более что в прошлом году парк велосипедов обогатился новыми, электрическими моделями. Они развивают скорость до 25 километров в час, а заряда батареи хватает на 30–40 километров пути.
— Мы стараемся сделать все, чтобы велокультура в городе активно развивалась, — подчеркивает заместитель мэра Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов.
Еще одно отличное подтверждение этих слов — велопарады и велопробеги, которые город проводит регулярно. Самый крупный заезд проходит по Садовому кольцу, длина дистанции достигает 16 километров. Велопробег, прошедший совсем недавно, 19 мая, собрал более 40 тысяч человек, для большинства из которых главным была не победа, а участие.