И кажется, что нет темноты
…Вкус жизни – какой он, горький, сладкий? Как определить это? Ведь речь идет не о яблоках и апельсинах, а скорее о философском понятии. Яблоки оставляют след на языке. А как попробовать то, что неподвластно рецепторам? Человек, живущий на ощупь, задает себе эти вопросы постоянно. А отвечает через живое непосредственное соприкосновение с окружающим миром, через внутренние впечатления от предметов и явлений, которые дают почувствовать этот самый вкус. Но для этого надо не сидеть дома, а на полную катушку окунуться в жизнь, не видимую зрительно.
Молодой москвич Максим Петров так и поступает. С детства он был свободолюбивым любознательным мальчиком. Несмотря на плохое зрение, бегал наперегонки со сверстниками, прыгал с гаражей, прятался в подвалах, забирался на заборы, строил крепости из строительного хлама.
А когда зрения не стало совсем и он понял, что его уже не вернуть, то, по его словам, пустился «во все тяжкие». Ходил туда, куда нельзя, и делал то, что не положено. Сразу же пренебрег советом врача забыть про уроки физкультуры.
Гонял мяч, кувыркался на матах, увлекался силовыми упражнениями. Но больше всего любил оторваться от земли – повертеться на брусьях и на перекладине. В шестом классе записался в секцию айкидо на Шаболовке, обучался там основам самозащиты. Писал стихи, часами играл на гитаре в поисках «вкусного» блюзового звука. В общем, занимался тем, что нравилось, находя в этой свободе спасение от темноты.
Вперед и только вперед!
Проявлением самовыражения стала для него и учеба в Российском государственном социальном университете, куда он поступил в 2001 году после окончания Московской школы-интерната № 1 для слепых детей. «Я разгильдяй – говорит он, – хотя школу окончил хорошо. Но вот в университете меня «прорвало». Я учился со страшной силой.
Даже с температурой 39 приходил на лекции. Мне была жутко интересна моя будущая профессия и очень хотелось вырваться вперед». Что из этого вышло? Во-первых, «красный диплом». Вовторых, он «выложился» и в плане своего исследовательского дара. За четыре года обучения по программе бакалавра он участвовал в реализации социально значимых научных проектов. Все они связаны с болевыми точками нашей действительности. Это проблемы детской подростковой проституции. Это пути адаптации женщин, отбывших срок наказания, к условиям нормальной жизни.
Работы Максима Петрова и его друзей получили одобрение Департамента социальной защиты населения города Москвы, а их авторы стали стипендиатами столичного правительства.
Звездный 2007-й
В 2003 году Максим вместе с преподавателем Ольгой Николаевной Субаевой написали учебное пособие для студентов «Введение в специальность.
Социальная работа». Плоскопечатный вариант имеется в библиотеке университета, а брайлевский – в Российской государственной библиотеке для слепых. Кроме того, подготовлены методические рекомендации по адаптации учебных заведений под потребности студентов с проблемами зрения. А на третьем курсе ему доверили читать в своем вузе лекции по реабилитации инвалидов, по истории социальной работы. В год окончания университета, в 2005 году, он вместе с красным дипломом и степенью бакалавра получил почетное звание «Открытие и гордость университета. Серебряная медаль». Ну а дальше – прямая дорога в магистратуру с изучением истории, теории и методологии социальной работы. Он поступил туда легко и чувствовал себя комфортно. Занимался инвалидными проблемами, готовил очередную методичку для университета. Через два года защитил магистерскую диссертацию...
2007 год стал для него «звездным». Он не успел сдать экзамены, как был объявлен конкурс «Молодые таланты Москвы»: Научный руководитель Ольга Николаевна Субаева и ректор РГСУ Василий Иванович Жуков отправили лучшего студента посоревноваться с другими в номинации «Наука и инновации».
Работ у него для этого было более чем достаточно. Но он считает, что на решение жюри во многом оказало влияние интернет-голосование его заочных друзей по дискуссионному листу «Калейдоскоп». Это своеобразный электронный форум, созданный Максимом в студенческие годы для общения с единомышленниками по самым разным вопросам. Узнав о конкурсе, пятьсот подписчиков «листа» поддержали коллегу. В результате первое место и медаль «Молодые таланты Москвы – 2007», которую в Московском доме музыки ему вручил известный врач и общественный деятель Леонид Рошаль.
Экстрим под водой и в воздухе
Два года назад Максим был принят в штат Издательско-полиграфи ческого тифлоинформационного комплекса «Логосвос». Генеральный директор Владислав Сергеевич Степанов приметил талантливого молодого человека и предложил ему быть сначала администратором сайта, а потом и техническим редактором радиостанции «Логосвос».
Максиму везет на людей, которые понимают, насколько это важно незрячим. Одна из них Ольга Павлыш, координатор проектов Центра паралимпийского спорта, а сейчас менеджер одной из компаний. «Эта маленькая девочка, – говорит Максим, – захотела показать незрячим большую жизнь за пределами зрения».
И сделала проект «Мир наизнанку» с тактильными экскурсиями по музеям и заповедным местам России. Ребята побывали в Туле, Ярославле, Самаре, где примеряли кольчуги и шлемы, стреляли из луков, лежали за пулеметом, взбирались на скалы, переправлялись через реки. В Москве они спускались в противоядерный бункер, где трогали руками аппаратуру слежения и даже печатали на секретных телеграфах… Максим записался в группу по подводному плаванию, которую инструкторы Александр Жеглов и Дарья Портнова организовали для инвалидов с целью пропаганды среди них этого вида спорта, и разработки специальных обучающих методик. Максима это заинтересовало во всех смыслах. Вместе с Александром Жегловым они стали апробировать приемы обучения незрячих дайвингу, придумывать для них язык общения под водой. Между прочим, за рубежом есть Международная ассоциация дайвинга для людей с ограниченными возможностями здоровья, используются «говорящие» подводные компьютеры. У нас все это на начальном уровне. И водная азбука очень актуальна. Максим говорит, что в принципе все уже готово, осталось только сформулировать и написать.
В августе 2010 года Максим осуществил свою давнюю мечту – он прыгнул с парашютом. Это был затяжной прыжок в тандеме со зрячим инструктором с высоты 4000 метров. Восторг до сих пор перехватывает дыхание: «Ощущения неописуемые. Первые три секунды, когда ты выходишь из самолета и попадаешь в поток, очень страшно. Летишь со скоростью 250 километров в час, щеки начинают болтаться, сменяются массы теплого и холодного воздуха. Минута свободного падения с неба – это огромный кусок жизни. Мы с ребятами решили, что следующим летом обязательно приедем в Киржач еще раз».
Новое увлечение Максима с подачи тренера Александра Жеглова – это параплан, то есть безмоторный сверхлегкий пилотируемый летательный аппарат, который позволяет парить на высоте 300 метров, как птица.
Человек, который без страха живет в реальности, уверенно чувствует себя и в виртуальном мире. Максим прекрасно знает компьютер. В общем, со вкусом жизни у Максима все в порядке. Не бросил он и свои школьные увлечения – лепку из глины и объемную аппликацию. Очень любит читать. С книгами ложится, с ними же и встает. Они у него и на мобильнике, и в компьютере. В его ушах постоянно звучит голос диктора. И кажется, что нет темноты…