Она не ку-кол-ка!
[b]Дина Рубина. Синдром Петрушки. – М., ЭКСМО, 2010 г.[/b]Одно из двух. Те, кто справа, не знают Дину Рубину и не читали ее книг. А сериал «На солнечной стороне улицы», снятый по ее прозе, что, опять же, им неизвестно, полагают скучным и неконкурентоспособным по сравнению с ситкомом на другой кнопке. Но есть и те, кто слева, кто Рубину обожают и ею зачитываются. Для них она – своя, почти родственница, ненадоедающий собеседник, ценный тем именно, что от него не ждешь смены ритма, слога, истерик, но лишь новых историй.Роман «Синдром Петрушки» поклонников Дины Рубиной не разочарует. В нем все присутствует, вся «фирменная» палитра. Разные города и разные страны, разные времена и эпохи, ну, и разные люди, конечно. И тема, на которую, как на вертел, насажены все они: и люди, и государства, и годы… А Рубина крутит этот вертел над пламенем страстей и показывает читателям, что происходит с героями и… куклами. Куклы – это тема-вертел.Сравнение людей с марионетками, с куклами – традиция столь же давняя, как и сама проза наравне с поэзией. Но у Рубиной куклы – это не образ, не аллегория вперемежку с гиперболой, это, во-первых, полноценные герои романа, а во-вторых, существа явно одушевленные. А как же иначе? Разве предметы – деревяшки, гипсовые отливки и прочее, увенчанное париком из пакли, – могут так влиять на людские судьбы? Ломать их, выстраивать, править, как на шлифовальном круге. И так год за годом, столетие за столетием… Ну а то, что основное действие романа происходит в Праге, славной не только шпекачками, Карловым мостом и великими кукольниками, так, надо думать, это реверанс в сторону глиняного Голема, который был создан в городе над Влтавой – нам не в наказание, но в назидание и для осмысления.Спросите: что за сюжет? Нет, лишь намекнули – и довольно. Пусть проза Дины Рубиной привычно хороша, но не будем лишать ее неожиданности.