Художники сумели объединить науку, искусство и быт в экспозиции парка «Зарядье»
14 января в парке «Зарядье» представили обновленную экспозицию Подземного музея. Теперь его гостей ждут не только археологические находки, но и предметы искусства разных эпох.
Решив не ограничиваться исторической выставкой и вызвать у посетителей еще больший восторг, организаторы кардинально переоборудовали пространство.
— Музей — это динамичная структура, которая не может оставаться неизменной, — объяснила корреспонденту «ВМ» сотрудник отдела информации и общественных связей музея Ирина Осипова. — В постоянной экспозиции по-прежнему остается главный артефакт — фрагмент белокаменного основания южной части Китайгородской стены XVI века. Остальную часть займут временные выставки, каждая из которых будет длиться всего две-три недели.
Ранее выставлявшиеся экспонаты, принадлежащие объединению столичных музеев, переместили в хранилище Музея Москвы. А их место — небольшое пространство вокруг памятника фортификации — в январе заняла выставка, посвященная совместной работе столичных живописцев Александра Виноградова и Владимира Дубосарского. Из-за числа представленных подлинных работ название — «#три_».
— Наш музей — это не Третьяковская галерея, где вы сначала стоите в очереди на того же Василия Поленова, а потом два часа его изучаете. У нас другая задача, — отметила сотрудник музея. — Людям, которые гуляют по парку, мы даем общее представление о том или ином художнике. И получается проект «блиц-знакомств» с яркими именами и явлениями в искусстве.
Дуэт Виноградова и Дубосарского сложился в 1994 году. В тот период художники отражали настроение и вкусы лихих 90-х, а позже — в нулевых — занялись утрированием образов моделей из глянцевых журналов. Спустя 20 лет их творческие пути разошлись, но перед «разрывом» свое внимание они переключили на документальную хронику периода оттепели. Этим заключительным работам кураторы Подземного музея и уделили особое внимание.
— Виноградов и Дубосарский выставлялись и у нас, и в Европе. Также участвовали в разных биеннале, в том числе Венецианской, — отметил начальник музейно-выставочных проектов парка «Зарядье» Петр Баранов. — Их работы, которые мы показываем на этой выставке, связаны с 1960-ми годами. Это было время освоения космоса, поэтому у нас можно увидеть воссозданный черно-белый кадр из телепередачи «Голубой огонек», на котором Валентина Терешкова и Юрий Гагарин поднимают бокалы за новогодним столом. На второй картине читает стихи Белла Ахмадулина, как одна из самых ярких поэтесс того времени. А последняя работа переносит посетителей в знакомую многим обстановку хрущевского дома, на лестничной площадке которого сталкиваются соседи.
Правда, попасть к трем картинам сразу не получится. Прогулочный маршрут начинается с мультимедийных табло, которые реагируют на прикосновения и при помощи пары кликов знакомят посетителя с биографией художников. Дальше нужно пройти мимо видеоинсталляций — экранов, которые, словно в режиме реального времени, дают возможность посмотреть, как художники создавали свои самые известные произведения, такие как «Пикассо в Москве». А вот подлинные работы ждут своего часа в конце экспозиции.
— Посетить выставку можно до 2 февраля, — добавила Ирина Осипова. — В будущем мы планируем рассказать об обществе художников «Бубновый валет», живописце Дмитрии Жилинском и одном из основателей неофициальной художественной группы «Лианозово» Оскаре Рабине.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Иван Демидов, директор парка «Зарядье»:
— Подземный музей «Зарядья»: стал полноценной картинной галереей. Нашей задачей было, не переделывая пространство с фрагментом Китайгородской стены посередине, превратить его в музей в «эпоху «Инстаграм». От зрителя требуется 10–15 минут, чтобы он мог быстро зафиксировать образец творчества художника, стиль, направление, чтобы картинка ассоциировалась с именем, знаниями, представлениями в его голове. Весь музей для нас — это один большой гимн художникам.
Читайте также: Малахов и Конюхов стали кураторами выставки музея современного искусства