Анатолий Белый: «Если вдруг начнётся звёздная болезнь, ударьте меня по башке»
СЕЙЧАС кинорежиссеры наперебой приглашают его в свои картины, а театральные считают участие актера залогом зрительского успеха. А было время, когда он после окончания института годами не мог найти своего театра, своего режиссера. Но не сломался, а упорно шел к цели. Теперь на спектакли Художественного театра ходят специально на заслуженного артиста Российской Федерации Анатолия Белого, а кино- и телезрители, узнав, что в картине занят этот красавец-актер, приникают к экрану. [i][b]Из программистов в актеры[/b][/i][b] – Анатолий, чаще всего тяга к творчеству возникает в детстве. У вас было так же?[/b] – Нет. Меня в детстве ни к театру, ни к кино не влекло. Учеба давалась легко, после второго класса, например, перешел сразу в четвертый: родители решили, что у меня должен быть в запасе год до армии, вот я и просидел за учебниками почти все летние каникулы. После восьмого класса решил поступать в цирковое училище, стать цирковым акробатом. Написал туда письмо, мне ответили, что могу приезжать сдавать вступительные экзамены, но, правда, общежитие предоставить не смогут. А так как в Москве у нас никого не было, родители пятнадцатилетнего мальчишку одного отпускать не захотели, и я продолжил учебу в школе. В старших классах у меня появилось еще одно увлечение – компьютеры. Это и стало причиной моего поступления в Самарский авиационный институт по специальности «инженер-программист электронных установок». Студенческая жизнь была очень веселой. Я участвовал в КВНах, играл в народном молодежном театре, которым руководила Ольга Валентиновна Суздальцева. Именно она предложила мне попробовать поступать в театральный институт: «Толь, давай подготовим программу, и ты поедешь с ней в Москву, покажешься. Не получится – если захочешь, помогу устроиться в народный театр драмы», – сказала она. И вот я после третьего курса Самарского авиаинститутаотправился в Москву. [b]– И как отнеслись к этому известию родители?[/b] – Они до последнего ни о чем не догадывались. Я сдавал в институте сессию и потихоньку готовился к поступлению в театральное училище. Только тогда, когда надо было уже переводиться из Самары в Москву, рассказал о своей авантюре родителям. Они, конечно, были в шоке, но я сумел убедить их, что профессия инженера-программиста – это не мое. [b]– Что ж, ваша авантюра получила удачное завершение.[/b] – Да мне просто несказанно повезло! Я попал на курс Николая Николаевича Афонина, а педагогом была Людмила Николаевна Новикова – ученица Анатолия Васильева. Она дала нам крепкие основы актерского мастерства. [i][b]Дворник, торговец, гомосексуалист…[/b][/i][b] – Подрабатывать приходилось?[/b] – Денег, конечно же, не хватало, и по классике жанра пришлось работать дворником. В 1995 году, когда окончил театральное училище, надо было как-то выживать. И я устроился торговать пылесосами. Но торговец из меня оказался никудышный, и меня с треском выгнали. Потом работал в театре «Шалом», сезон отыграл на Таганке, год служил в актерской команде в театре Российской армии. В то нелегкое время мне очень помогла Марина Голуб. Благодаря ей попал в спектакль «Горе от ума» Олега Меньшикова, где у меня сначала была роль господина N, а затем начал играть Загорецкого – вместе с Маратом Башаровым. [b]– За первую же свою крупную роль в спектакле «Откровенные поляроидные снимки» в Театре имени Пушкина были удостоены «Чайки». Вас не смущало, что здесь приходится играть гомосексуалиста, а по тексту звучала ненормативная лексика?[/b] – Ни о чем таком я не думал. Мне настолько понравилась пьеса, что согласился играть, не задумываясь. Режиссер Кирилл Серебренников сразу сказал, что не будем подчеркивать сексуальную тематику. Пьеса о человеческих судьбах, бесконечном одиночестве героев, огромной человеческой боли, о том, что люди разучились любить друг друга. [b]– В этой роли у вас такой украинский акцент.[/b] – Так я же сам с Украины. Родился в городе Брацлаве Винницкой области. Правда, произошло это случайно. Родители в то время жили в Тольятти и приехали в отпуск на Украину к бабушке. Там я и поспешил появиться на свет. [i][b]Короля Лира сыграл в 32 года[/b][/i][b] – Каким образом вы попали в МХТ?[/b] – «Откровенные поляроидные снимки» увидела помощница Олега Павловича Табакова Ольга Семеновна Хенкина. Она и предложила Табакову посмотреть на меня. Олег Павлович посмотрел и решил пригласить сначала на разовые спектакли. Кирилл Серебренников как раз в это время ставил на малой сцене МХТ «Терроризм». После успешной премьеры Табаков принял решение принять меня в труппу МХТ. Здесь служу уже восемь лет. Занят во многих спектаклях. На большой сцене идут с моим участием «Белая гвардия», «Обрыв», «Король Лир», «Примадонны». [b]– Вы упомянули «Короля Лира». В этом же спектакле вы были заняты и у японского режиссера Тадаси Сузуки.[/b] – Был и такой случай в моей жизни. Тадаси Сузуки решил поставить «Короля Лира» с русскими актерами. Он провел кастинг в МХТ среди всех мужчин труппы от 25 до 50 лет. В итоге утвердил меня на роль короля Лира. Это был настоящий подарок судьбы. [b]– Но ведь вам в то время было всего 32 года.[/b] – Мне и раньше приходилось играть возрастные роли: Кулыгина в «Трех сестрах» Чехова, бедного учителя в «Чужом пиру похмелье» Островского. Театр – это же огромное поле для фантазии, экспериментов, где невозможное становится возможным. [b]– Репетировали вы в Японии?[/b] – Да, Сузуки вывез нас всех репетировать в Японию. Мы три месяца жили и работали в деревне, уединившись в горах. Там у Сузуки свой театральный центр с гостиницей, буфетом, столовой, сценическими площадками. Мы никуда не выезжали, да для поездок просто не оставалось времени. Репетиции шли целыми днями. Сказать, что было интересно, значит ничего не сказать. Это же совсем другой мир, другой театр, другая театральная школа, основанная на другой энергии, других понятиях. Этот эксперимент дал лично мне очень много. [b]– Можно сказать, что вам повезло с Шекспиром.[/b] – Это верно. С Шекспиром я встречался не раз. Играл в «Ромео и Джульетте» в постановке Роберта Стуруа, «Двенадцатой ночи», которую поставил Володя Мирзоев, «Укрощении строптивой»… [i][b]Белый сыграл Белого[/b][/i][b] – Скажите, как родился псевдоним Белый?[/b] – Псевдоним появился спонтанно. Просто я перевел свою фамилию Вайсман с немецкого языка. Получилось «белый человек». Решил оставить Белый. [b]– Звучит. Когда-то вы играли в спектакле «Пленные духи» поэта Андрея Белого. Удивительное совпадение.[/b] – На самом деле сначала это была просто шутка. Но потом из этой шутки родился прекрасный спектакль, который по пьесе братьев Пресняковых поставил Володя Агеев. Он собрал хороших актеров, стали говорить о распределении ролей, и Ольга Лапшинова предложила: «А пусть Андрея Белого сыграет Анатолий Белый. Это будет забавно». Все посмеялись, но Володя все-таки позвонил мне и предложил роль. [b][i]Вжился в роль следователя[/i] – В нескольких фильмах вам пришлось сыграть роль следователя. Вам было интересно их играть?[/b] – Они же все разные. В фильме «Кто я» режиссера Клима Шипенко у меня тоже роль следователя. К съемкам этого полнометражного фильма мы подошли серьезно. Я ездил в отделение милиции, присутствовал при допросах, участвовал в рейдах. То есть старался вникнуть в суть профессии, узнать людей, которые этим занимаются. Фильм был показан на «Кинотавре», где прошел с большим успехом. [b]– Наверняка завели друзей среди работников милиции?[/b] – У меня есть один друг, который и помогал мне осваивать навыки профессии следователя. [b]– Популярность – штука коварная…[/b] – Понял, куда вы клоните. Но когда-то сказал друзьям, что если у меня начнется звездная болезнь, пусть стукнут меня по башке. [b]– Пришлось стучать?[/b] – Да нет, у меня звездной болезни так и не случилось. [b]– Известно, что случай помог вам осуществить детскую мечту о цирке.[/b] – Это удивительная история. Я тогда работал в Театре имени Станиславского, ролей было мало. А тут предложили попробовать себя в роли ведущего передачи о цирке на телевидении. Пройдя кастинг, я стал ведущим. Представляете, мечта узнать цирк изнутри сбылась. Мы были за кулисами, снимали на арене, брали интервью у артистов. Передача шла два сезона, я вспоминаю это время с большой теплотой. [b]Досье «ВМ»[/b] [i]Анатолий БЕЛЫЙ (Вайсман) родился 1 августа 1972 года в городе Брацлаве (Украина), российский актер театра и кино. Заслуженный артист РФ с 2006 года. Параллельно учебе в институте участвовал в КВНах, играл в народном молодежном театре. С 1998 года – актер Театра имени Станиславского, с 2003-го – актер Московского художественного театра имени А. П. Чехова. Был женат на актрисе и телеведущей Марине Голуб. Сейчас женат на Инессе Москвичевой (дизайнер), с которой у них сын Максим и дочка Виктория. Снялся более чем в 40 фильмах и сериалах, в том числе таких культовых, как: «Мама», «Хозяин империи», «Бригада», «Талисман любви», «Никто кроме нас», «Параграф 78», «Братья Карамазовы» и многие другие.[/i] [b]БЛИЦ-ОПРОС – Спорт не забросили?[/b] – Профессионально, конечно, не занимаюсь. Но хожу в бассейн, посещаю спортзал. [b]– У вас новая семья, дети.[/b] – У нас с Инной двое детей. Максиму скоро исполнится четыре года, а Вике около года. [b]– Как вы решились присутствовать при родах?[/b] – Просто решил быть рядом с женой. [b]– Какие чувства вы испытали, став отцом? Ведь в первом браке у вас детей не было.[/b] – Слов не хватает, чтобы описать то, что я чувствовал. Это же мое продолжение, моя кровь и плоть. [b]– Ночью к детям встаете?[/b] – Я встаю очень редко, так как сплю очень крепко: очень устаю за день. Так что больше достается жене. Но она не обижается. [b]– Помогаете жене готовить?[/b] – Я вообще готовить не умею. [b]– Инна не актриса?[/b] – Нет, она дизайнер интерьеров. [b]– Самый ваш большой недостаток?[/b] – Не скажу. Это мое. [b]– Где вы живете с семьей?[/b] – У нас квартира на юго-западе. [b]– Дача есть?[/b] – Пока нет. Но хотелось бы иметь. [b]– Где отдыхаете?[/b] – Стараемся каждый год вывозить детей на море.