Главное
Эксклюзивы
Карта событий
Смотреть карту

Не продуктовые карточки: как повлияет на россиян введение дисконтной системы для малоимущих

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Не продуктовые карточки: как повлияет на россиян введение дисконтной системы для малоимущих
Фото: Сергей Ведяшкин / АГН Москва

В России уже в 2023 году могут появиться социальные дисконтные карты, которые позволят малоимущим гражданам получать скидки в аптеках и продуктовых магазинах. Соответсвующий законопроект подготовили в Госдуме. Подробнее о данной инициативе — в материале «Вечерней Москвы».

Новый проект предполагает создание бессрочного «пластика» для людей, чей доход меньше прожиточного минимума (в Москве он составляет 20 585 рублей на душу населения, в целом по стране — 13 919 рублей). С помощью такой карты можно будет покупать лекарства и продукты со скидками в магазинах-партнерах, которые смогут присоединиться к программе поддержки добровольно.

В беседе с «ВМ» экономист, первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал отметил, что инициатива особенно актуальна на фоне снижения реальных доходов населения и роста цен на продукты. Предложенная мера позволит поддержать социально незащищенные категории граждан. По данным Росстата, в первом квартале 2022 года численность жителей России, проживающих ниже границы бедности, составила 20,9 миллиона человек, или 14,3 процента населения страны.

Разработка подобной «карточной системы» может поспособствовать появлению единого централизованного реестра малоимущих граждан. Это, в свою очередь, окажет благотворное воздействие и на другие проекты «социалки».

— Создание полной базы могло бы помочь в исполнении не только этого проекта, но и многих других социальных инициатив самого разного профиля, — отмечает Сигал.

Проект дисконтных карт для малоимущих граждан может быть полезен и бизнесу. Частные магазины и аптеки сами решат присоединяться им к программе или нет, так как скидки предоставлять им, а компенсировать их государство, скорее всего, не будет. Однако и в такой конструкции, как полагает собеседник «ВМ», бизнес может получить не только репутационную выгоду, но и дополнительный поток клиентов.

— Идея применения карточек с индивидуальным номером была бы полезна и для граждан, и для самих продавцов в плане репутации. Если же говорить о потенциальных затратах на исполнение подобного проекта, то они не будут слишком велики с учетом перспектив взаимодействия бизнеса и государства, — поясняет эксперт.

Также важно отметить, что похожие проекты уже действуют в разных регионах России. Например, в столице есть карта москвича, по которой также можно получать скидки на товары и услуги. Эту карту могут получить только пенсионеры, школьники, студенты и беременные женщины. Таким образом, на категорию «малоимущие» карта москвича не распространяется.

В начале года из-за ускоренного роста цен в России обсуждалась возможность внедрения продуктовых карточек. Но до создания определенного проекта дело так и не дошло.

Подкасты