Чего-то стоят лишь счастье и радость: исполнилось 179 лет со дня рождения академика живописи Василия Поленова
Писал пейзажи, исторические картины, портреты, декорации к спектаклям, был художником-корреспондентом на последней Русско-турецкой войне, преподавал и даже организовал в своем имении театр для крестьян. А в историю русского искусства Поленов вошел со своим знаменитым «Московским двориком».
На этот сюжет он набрел совершенно случайно. Художник перебирался из Санкт-Петербурга в Москву и подыскивал подходящую квартиру. Близ Арбата, в Дурновском переулке (ныне Композиторская улица), он заметил на двери объявление, решил заглянуть и тогда-то увидел тот милый уютный дворик, который благодаря миллионам репродукций знаком, наверное, каждому.
Это теперь недвижимость в столице стоит бешеных денег, и в центре не найти свободного клочка земли. А полтора столетия назад таких заросших травой бесхозных пустырей хватало. Смирно стоит впряженная в телегу лошадь, бродят куры, женщина с ведром идет за водой, дети играют с кошкой. Доживающий свой век старинный особняк с буйно разросшимся садом, сарай, колодец, церковь с колокольней. Тишина, много света и воздуха.
Никто никуда не спешит, а время течет неторопливо, как плывут облака по голубому летнему небу. Неужели это — Москва? На этой небольшой картине не найти ничего такого, что может поразить или хотя бы удивить зрителя. Однако она сразу понравилась всем — публике, критикам, собратьям-художникам. Купец Третьяков прямо с выставки передвижников купил ее для своей галереи. «Дворик» не укладывается в рамки чистого пейзажа, не являясь и традиционным бытописанием.
Поленов прекрасно соединил два этих жанра. Вскоре последовало продолжение — «Бабушкин сад», тоже достаточно известная и не менее лиричная картина, на которой, кстати, запечатлен тот же усадебный дом, что и в «Московском дворике», но с другого ракурса. Искусствоведы называют Поленова создателем «интимного пейзажа».
Василий Дмитриевич, как немногие художники, умел разглядеть красоту в повседневности. «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит», — написал он как-то своему другу Васнецову. И пронес это убеждение через всю жизнь.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции