Кто заплатит за ошибку: в Госдуме готовят законопроект о страховании профессиональной ответственности медработников
И это, пожалуй, правильный путь. Каждый год в Следственный комитет подается до семи тысяч «медицинских» исков. И число их будет только расти. Пациенты становятся все более требовательными, юридически подкованными, готовыми отстаивать свои права. При этом медицинские технологии настолько усложнились, что даже некоторые методы диагностики могут причинить вред здоровью. Лекарств столько, что трудно прогнозировать аллергические реакции. Растущий объем знаний почти невозможно удержать в голове, ведь врач — обычный живой человек и может ошибиться.
Тут, наверное, уместна аналогия с системой ОСАГО. Как ее ни критикуй, но она работает, позволяя водителям не увязнуть в судебной волоките. Но вот ведь парадокс: человек за рулем обязан иметь страховой полис, а человек со скальпелем в руке — нет. А ведь хирургу, в отличие от водителя, порой приходится идти на сознательный риск.
Чем сложнее операция, тем вероятнее ошибка. Стоит застраховать ответственность врача — и он будет меньше нервничать и… реже ошибаться. Особенно это касается акушеров, хирургов, анестезиологов, травматологов — врачей тех специальностей, чья работа связана с повышенным риском.
За рубежом профессиональную ответственность медиков страхуют с 1960-х годов. Первая попытка ввести эту систему в России была предпринята лет 15 назад. За ней последовали другие, тоже безуспешные. Сегодня у нас врач может застраховать свою деятельность добровольно, за свой счет. Но пользуются этой возможностью очень немногие. Как всегда, все упирается в деньги.
Авторы законопроекта объясняют, что страховые взносы за врачей государственных учреждений будут оплачиваться из бюджета, за сотрудников частных клиник заплатят их работодатели, и лишь специалистам, занимающимся частной практикой, придется раскошеливаться самим. Но так ли все гладко? Владельцы медцентров должны будут либо направить на страхование часть прибыли, либо уменьшить зарплаты. В принципе, аналогичная ситуация и в государственном здравоохранении.
Трудно представить, что в нынешних непростых обстоятельствах вдруг появятся средства на страховки двух миллионов медработников. А вот незаметно снизить зарплаты (или просто не повышать их) вполне реально. Порадуются ли врачи такой свалившейся на их головы правовой защищенности? Есть и другие сомнения. Пациентов, недовольных качеством лечения, много, но мало тех, кто подает иски. К выматывающим судебным разбирательствам готовы не все.
Упрощение выплат наверняка увеличит число желающих получить компенсацию. Как следствие, вырастет цена страховки. Как это скажется на нашем здравоохранении? А еще надо помнить, что не все врачи имеют одинаковые возможности. Если в Москве, скажем, поликлиники оснащены современным оборудованием, то в глубинке порой нет элементарной диагностической аппаратуры. А законто един для всех. Спору нет, профессиональная ответственность врачей должна быть застрахована. Но перед тем, как сделать этот шаг, следует предусмотреть все его возможные последствия.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции