Обезжирить кошелек: как медцентры обманывают пациентов
По мнению Соловьева, клиники, которые «намеренно дурят и запугивают клиентов», Росздравнадзор должен лишать лицензии. Навязывание медицинских услуг действительно стало серьезнейшей проблемой. Стоит прийти в частную клинику с насморком — и вот уже в ваших руках куча направлений на всякие анализы, консультации, УЗИ, рентген и эндоскопию. «Все это необходимо пройти! Если, конечно, вам дорого ваше здоровье», — убеждает доктор. Вырваться из такой клиники без серьезных финансовых потерь удается немногим.
Наверное, не раскрою врачебную тайну, если скажу, что во многих медцентрах собрания в основном посвящены максимальному раскручиванию клиентов. Руководство прямо требует этого от подчиненных. Кто делает это лучше всех — передовики производства, их ставят в пример и поощряют премиями. Плюс ежедневная стимуляция: как правило, врач получает процент с каждого направления. От тех же, кто не хочет или не умеет «работать» с больными, стараются избавиться. Это происходит если не во всех, то в большинстве частных медцентров. Как говорится, чистый бизнес, ничего личного.
Кстати, страдают и страховые компании. Обладателя полиса добровольного медицинского страхования тоже стремятся обследовать по максимуму. Пациент радуется: «Какие тут врачи внимательные!» Счета оплачивает страховая компания, которая, конечно, все понимает и старается доказать необоснованность обследования.
Если больной, к примеру, жаловался на повышенное давление, а ему вдруг сделали гастроскопию, страховщики оштрафуют клинику. Но ушлый врач пишет в медицинскую карту липовое обоснование: дескать, больной, помимо высокого давления, отмечает недавно появившуюся тошноту, изжогу и боли в верхней части живота. Прямое показание для гастроскопии, которое невозможно оспорить.
Наивно думать, что это проблемы лишь страховщиков. Стоимость ненужных обследований включается в общую цену страховки, так что в конечном итоге за все платит потребитель. А что, казалось бы, плохого в избыточном обследовании? Да, в общем-то, ничего, если не считать заведомого обмана больного человека. А еще врачи, поработав в такой системе, теряют свою квалификацию. Когда мерилом успеха и главной профессиональной доблестью становится умение убедить больного раскошелиться, то совершенствуются лишь красноречие и обходительность. А чисто профессиональные навыки и умения утрачиваются как невостребованные.
Иван Соловьев, конечно же, прав. Только вот жаль, что он не объяснил, как доказывать такого рода мошенничество. Да в этом, кажется, никто и не заинтересован. Появилось множество адвокатов, которые специализируются на выбивании как из государственных, так и из частных клиник компенсаций за дефекты в оказании медицинской помощи. Но попробуйте найти юриста, который возьмется доказать необоснованность обследования.
Дело это практически безнадежное, потому что врачи заранее подстраховываются, сгущая краски в истории болезни. Легко обвинять Росздравнадзор в бездействии — сложнее выработать механизм, который поможет справиться со злоупотреблениями.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции