Пятидесятница — день рождения Церкви
В силу единства человеческой природы — Господа и каждого из нас, мы имеем возможность в Церкви соединиться с Христом. В Церкви Господь соединяет нас с Собой. Через Таинство Крещения человек входит в жизнь Церкви, которая есть мистическое Тело Господа, которую Он создал, чтобы мы, живя ее жизнью, спасались. В Церкви мы становимся Телом Господа Иисуса Христа, соединяемся с Ним настолько тесно, что Христос о нас говорит, как о едином целом с Ним: «Я есмь лоза, а вы ветви» (Ин. 15:5). Такая полнота общения свидетельствует об абсолютной любви Бога к человеку. Господь хочет, чтобы мы были в Нем и с Ним — ради нашего спасения.
Слово «церковь» (греч. — экклессия) переводится как «собрание приглашенных», то есть это не случайно собранная толпа на площади, а именно тех, кого специально позвали, с определённой целью. Кто же зовет? Зовет Господь, который основывает эту Церковь. И зовет Он в Церковь всех желающих спастись, желающих быть с Богом.
Сын Божий становится Богочеловеком Иисусом Христом ради того, чтобы мы стали обожились, т.е. были в полном единстве с Ним. Чтобы этот план реализовать, нужен какой-то механизм, устройство, претворяющий Божий замысел в действие. Этим устройством и стала на земле Церковь.
Если человек на земле вступает в Церковь и старается жить по-христиански, то это движение к Богу продолжится и в вечности. А если человек жил на земле там, где нет православных, нет храмов, священников? Но если при этом он старался жить по совести, пытался творить добро, у него будет возможность войти в Церковь. Мы не утверждаем, что тот, кто в земной жизни не вошел в Церковь, тот уже не войдет в нее никогда. На это будет воля Божия, которая определит учесть такого человека.
Святой Николай Кавасила пишет, что если члены Церкви могут прилагать к Церкви других, то неужели этого не может сделать Сам Глава, тем способом, который сочтет нужным. У Кавасилы речь идет о мучениках, которые не были христианами, не крестились, в Церковь не входили, не причащались, а потом вдруг увидели христиан, сказали: «я тоже хочу быть христианином», и их тут же казнили.
Слова святого Николая Кавасилы можно распространить и на тех, у кого не было объективной возможности стать членом Церкви на земле, кто не слышал о Церкви. Но именно не слышал правильную информацию. К примеру, если пришли к человеку свидетели Иеговы или иные еретики и сектанты, и он не стал их слушать. Человек не стал слушать не представителей Церкви, а каких-то еретиков. Здесь нельзя сказать, что человек отказался от Христа. Он отказался от той интерпретации христианства, которую ему представили еретики, а когда он увидит реального Христа, после своей смерти, — может он увидит в Нем идеал своей жизни. Скажет: именно Его я хотел всю жизнь найти, но не случалось.
Все к Богу придут через Церковь, если живут по заповедям: или здесь, на земле, люди станут ее членами, или уже в вечности, кто жил верой. Потому что спасение — это соединение с Богом. А соединение с Богом — совершается в Церкви. Церковь — это возможность войти в тело Христово, соединиться с Господом. Иначе говоря, Церковь — это единение верующих, где совершается спасение, а в центре этого единения пребывает Христос. Спасение — это не просто какой-то приятный уголочек в раю, где человек один сидит, яблочки кушает. Спасение — это жизнь с Богом и в Боге. Это и есть Церковь.
В символе веры указаны четыре важнейших характеристики Церкви: она — Единая, Святая, Соборная и Апостольская.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции