О школьной педагогике
Педагоги, неравнодушные к своему делу, и родители, ответственно относящиеся к воспитанию, интересуются разными педагогическими системами и опытом других людей и учреждений. Хотя родители не обязаны знать всю историю педагогического мастерства, но важно, как и в любом деле, в воспитании учитывать накопленный опыт прошлых поколений.
Вряд ли найдется родитель, а тем более педагог, совершенно незнакомый с методами обучения и воспитания, не слышавший ни одного имени, вошедшего в анналы педагогики и возрастной психологии. Существуют даже «модные» системы, известные каждому, испробовать которые мечтают многие.
Но почему же так вышло, что на устах у рядового родителя чаще звучат иностранные имена? И, что еще важнее, как педагоги, так и родители зачастую упускают из виду богатство и разнообразие педагогических практик, хранящихся в сокровищнице православной педагогики. Как жаль, что она нередко остается за пределами внимания даже профессиональных учителей и воспитателей. Православная педагогика основана на иных ценностях и принципах, которые могут отличаться от общепринятых в светской педагогике. Она имеет свою богатую историю и традиции, которые могут предложить ценные подходы и практики для воспитания и образования. Важно, чтобы эти знания были более доступны и представлены в контексте современного образования.
Возможно, кому-то покажется, что за десятилетия государственного атеизма знания о православной педагогике были утеряны, методы совсем не использовались, передавать практические знания и умения стало некому, и поэтому найти материалы по православной педагогике трудно, да и сама православная педагогика отстала от времени.
Но это не так. Да, в советскую эпоху православная педагогика не получила широкого распространения, однако ее принципы продолжали жить. Русская литература того времени не позволяла забыть о вечных ценностях, она не давала заснуть совести в человеке.

Ведь, несмотря на стремительное развитие технологий, человек остается носителем образа Божия. Законы духовной жизни и нравственности незыблемы, вне зависимости от времени и места. Поэтому, даже в эпоху атеизма, основные принципы православной педагогики продолжали применяться на практике.
Тем, кто только начинает свой путь познания, я рекомендую очерк лауреата Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Александра Стрижева — «Православная педагогика: страницы истории». Из этого труда читатель узнает о школах, которые в большом количестве открывались в городах и селах на рубеже ΧΙΧ–ΧΧ вв., об их программах, изучаемых предметах и примерном объеме знаний.
Александр Стрижев подчеркивает, что было краеугольным камнем этого образования. Школы, по его словам, были «неразрывны с церковью», они воспитывали в детях любовь к добру, учили честности, ответственности, чувству долга и трудолюбию. Он рассказывает о требованиях, предъявляемых к учителям, и о книгах, служивших источником знаний, — первой из них было Евангелие.
Особый интерес представляет перечень журналов, которые можно назвать «душепитательными», и имена людей, внесших неоценимый вклад в становление православной педагогики.
Даже если человек прежде ничего не знал о православной педагогике, благодаря этому труду он не только получит базовые знания, но и значительно расширит свой кругозор.
Не так уж много времени отделяет нас от эпохи, когда педагогика в нашей стране была преимущественно православной — чуть более ста лет. Для истории это мгновение, но многое оказалось забыто. В своем очерке Александр Стрижев возвращает родителям, педагогам, всем неравнодушным к взрослению юного поколения нашу историю, наше отечественное богатство из сокровищницы педагогической мысли. Не стоит проходить мимо этого. Многое еще может быть воплощено в жизнь.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции