Купец, наживший вечный капитал
К тому моменту, когда он стал известным на всю Россию наставником, мудрецом и чудотворцем (еще при его жизни), люди уже знали, что Земля крутится вокруг Солнца, а не наоборот и так далее.
Эпоха Просвещения дала свои всходы в виде моды на атеизм и масонство среди аристократии. «Бородатая» вера отцов все чаще становилась в светском обществе предметом иронии. О низком уровне духовности среди священства и «обмирщании» христианства свидетельствовали уже в 19-м веке такие авторитетные люди, как святитель Игнатий Брянчанинов.
Очень и очень во многом наша эпоха и та эпоха перекликаются, отмечает наш современник профессор Московской духовной академии Алексей Осипов. Мы видим (на примере Серафима Саровского – авт.), что, оказывается, даже в такое время может человек, если у него есть искренние искания и если он прилагает достаточные усилия, он, оказывается, в состоянии достичь потрясающих высот духовной жизни, высот которые не так часто встречались даже во времена древней Церкви.
Говоря о Серафиме Саровском, нельзя не отметить тот факт, что его одинаково уважали и почитали во всех слоях общества. К нему за советом приходили и простые крестьянки, для которых главной проблемой в жизни могла быть болезнь домашнего скота, и именитые дворяне, да и сам император Александр I, заботившийся о делах государственных. Всех посетителей и просителей преподобный старец встречал с открытым сердцем и неизменным приветствием: «Радость моя!». И никто не покидал его скромное жилище без ответа на свой насущный вопрос, без наставления, служившего отправной точкой для начала новой жизни.
Чтобы попробовать лично соприкоснутся с жизнью этого святого, я бы рекомендовал не только прочесть о нем книгу, но и обязательно побывать в Серафимо-Дивеевском монастыре. Попечение над этой скромной в первый период своего существования обителью преподобный Серафим, взял на себя еще будучи молодым иеродиаконом Саровского монастыря, в 1789 году и оставался духовным отцом всех ее насельниц до самой своей смерти в 1833-м. Монахини и сегодня полагаются на помощь своего любимого старца Серафима, чьи мощи покоятся в этой обители.
Село Дивеево в Нижегородской области стало одним из главных паломнических центров России и всего православного мира. И первое, что с удивлением замечают прибывающие туда люди – отсутствие больших каменных стен, отделяющих монастырь от поселка. Все там дышит особенной чистотой и новизной. Свой конечный облик обитель приобрела только к 1916 году, когда было завершено строительство величественного белоснежного Спасо-Преображенского собора. Важный посыл, который несет это детище преподобного Серафима, на мой взгляд, в том, что православие — это не просто религия прежних времен, выступающая носителем традиций и ценностей, а нечто очень живое, энергичное и оттого вечно молодое.
Еще одна важная деталь в жизни преподобного Серафима – он не отрекался от своего купеческого происхождения. Он полагал, что и торговый опыт, как и любой другой можно обратить в пользу для душеспасительного дела:
«Я, ваше Боголюбие, происхожу по плоти из купеческого звания и до 17 лет в Курске хорошо, по милости Божией, торговал; так мы старались, бывало, торговать преимущественно тем товаром, который нам больше барыша приносил… То так же надобно рассуждать и о богатстве вечном, о благодати Всесвятого Духа Божиего. И я вашему Боголюбию скажу: пост, бдение, молитва, девство и все другие добродетели, ради Христа делаемые, сколько ни хороши они сами по себе, однако же не в них одних состоит цель жизни нашей христианской и не затем мы родились, чтобы лишь только их творить; но цель жизни нашей – это есть та самая благодать Духа Божия, которую они приносят нам, и вот в стяжании, или в наживании, ее-то одной (через них приобретаемой) и состоит цель жизни христианской».
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции