Не толерантность, но любовь
захар_endПоявление Бахтиёра в 7Б воспринял с интересом, но каким-то нехорошим. Мальчики и девочки не хотели сидеть с таджиком за одной партой. Послышались всякие шуточки, словечки. И я тогда не выдержал:
- Саша, какого цвета у тебя кровь? – спрашиваю одного из самых активных хулиганов.
- Красная, конечно, - недоуменно ломает бровь Саша.
- Бахтиёр, а у тебя? Тоже красная? Или зеленая, или синяя? – класс заулыбался, послышались смешки. К удивлению окружающих, кровь у Бахтиёра тоже оказалась красной…
В общем, вместо английского языка, этот урок мы посвятили человеколюбию. Вспомнили нашу общую Победу над фашизмом, то, как таджикские пограничники борются с идущими из Афганистана в Россию наркокараванами и террористами. Русские дети приняли после этого мальчика-таджика на равных. Бахтиёр и Саша сидели за одной партой, а затем крепко подружились, к огорчению педагогов школы – вместе мальчишки стали гремучей смесью хулиганств и шалостей…
Школьные туалеты – место выяснения отношений, курения и прочих безобразий. Поэтому каждую свободную минуту я, словно рифовая акула, обходил все уборные, частенько ловил малолетних курильщиков, пугая их до дрожи своим тихим и внезапным появлением. Как-то раз, подкрадываясь к туалету на третьем этаже слышу за дверью:
- …Ах ты, тварь!... – и рывком залетел в уборную.
Через пять минут, размазывая слезы и сопли по щекам, Табриз рассказывал мне, что услышал эти слова от кого-то из товарищей на рынке, где он помогает папе. Милый и тихий мальчуган. не ожидал от него. А еще через 10 минут, после моего звонка, в школу прибежал отец Табриза, влепил мальчишке затрещину… Беседовать пришлось с обоими.
Откуда берется вся эта гадость? Из дома, из телевизора, с улиц. Бывает, родители не следят за своим языком. А дети слушают всерьез, впитывают. Чтобы потом выплеснуть это в школе, где эта зараза будет плодиться и размножаться. И далеко не каждому учителю хватает ума, здравого смысла, а порой и храбрости, чтобы противостоять этому. Часто молодые учительницы, попав в школу сразу после педвуза, оказываются безоружными против обнаглевших от безнаказанности юнцов.
Проблема межэтнических взаимоотношений крайне остра. И тонка. Например, «плавильный котел» Америки не справляется – столкновений все больше. То белые копы душат и расстреливают чернокожих, те мстят. То чернокожие ставят себя вне закона. Европа с ее провалившимся мультикультурализмом и мусульманскими анклавами, которые живут по своим законам... Люди Запада проповедуют толерантность, то есть – терпимость. Они просто терпят друг друга.
Современный мир сложен. Полон вызовами. У России свой выстраданный уникальный путь. Надеюсь, что на московских курсах будут учить не терпимости. А чему-то большему.
Наша история межэтнических отношений насчитывает много сотен лет. Мы никого не отправляли в резервации, не порабощали. Живем на равных вместе, в одной большой стране. Никто не может с уверенностью сказать, что он 100-процентно русский, татарин, еврей. В моей крови, к примеру, плещется и узбекская, и чувашская, и много чего еще. Коктейль этот появился не из-за терпимости. А по любви. По любви и надо жить всем нам. В нашей великой северной России, с длинной зимой и долгими темными ночами.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции