От «Ильи Муромца» до «Протона»

Общество
26 января 1914 года в воздух поднялся самолет «Илья Муромец» конструктора Игоря Сикорского. Самолетов в истории авиации много, но русский «Муромец» на особом счету. Это первый в мире пассажирский самолет, который в годы Первой мировой войны стал первым серийным бомбардировщиком. Но еще важнее то, что с момента появления «Илья Муромца» наша страна вошла в элитарный и узкий круг лидеров авиации и спустя 100 лет удерживает высокие позиции.

Технические характеристики «Ильи Муромца» - иллюстрация прогресса авиации. Грузоподъемность – 3 тысячи кг, скорость – 120 км в час, дальность – 500 км, мощность 4 двигателей – 530 л. с. Авиация находилась на взлетной полосе, и таких показателей не было ни у кого в мире. Надежность «Ильи Муромца» была такая, что Сикорский спокойно летал над Санкт-Петербургом, вызывая восторг толпы. В салоне размещалось до 16 пассажиров, был устроен туалет и даже спальная комната.

От «Ильи Муромца» до «Протона»Сергей Лесков

Неудивительно, что первый в мире серийный многомоторный самолет был принят на вооружение в годы Первой мировой войны. При повреждении самолет мог дотянуть до базы на одном моторе. В 1914 году была создана эскадра тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец», которая совершила 400 боевых налетов на Германию. Командиром был Михаил Шидловский, его вместе с 15-летним сыном по глупости расстреляли большевики. В Хамовниках перед штабом дальней авиации генералу установлен памятник, а один из тяжелых бомбардировщиков Ту-22М назван его именем.

Всего на заводе «Руссо-Балт» сделали 70 самолетов. Из Риги завод был эвакуирован в Москву в район Фили. С годами он вырос в знаменитый Космический центр имени Хруничева, где сделали все орбитальные станции, блоки для МКС и тяжелую ракету «Протон», которая, как в свое время «Илья Муромец», является самой мощной ракетой в мире.

Всего в годы войны в воздухе погиб только один «Илья Муромец», который был атакован 20 немецкими истребителями. Еще 2 самолета были сбиты зенитками. Приняли эти самолеты участие и в Гражданской войне, а главный испытатель «Руссо-Балта» Глеб Алехнович создал «Красную эскадру». В 1921 году была открыта одна из первых в мире пассажирских авиалиний Москва – Харьков, который тогда был столицей Украины.

Вопреки стонам о развале высоких технологий, Россия в авиации сохраняет высокие рубежи. По производству самолетов Россия – на 2-м месте в мире, по вертолетам – на 3-м. Самолетов в год мы делаем 160 штук (40 из них – гражданские), вертолетов – более 300. Это соответствует уровню производства в лучшие годы СССР, хотя сложность техники возросла неимоверно.

К сожалению, ни одного самолета «Илья Муромец» не сохранилось. И это наша давняя и никак не решаемая проблема – неуважение к достижениям технической культуры.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Google newsGoogle newsGoogle news