Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту

Америка предложила затопить «Мир»

Общество
Америка предложила затопить «Мир»
Сергей Лесков
30 лет назад, 18 февраля 1986 года со старта ракеты «Протон» с базовым блоком началось строительство орбитальной станции «Мир». Это высшее достижение отечественной космонавтики. Сегодня Международная космическая станция – модернизированное повторение пути, пройденного нашим «Миром». Его судьба драматична и поучительна.

Станция «Мир» жила на орбите 15 лет и была затоплена весной 2001 года. Общий вес «Мира» - 125 тонн. МКС, которые построили 15 стран, всего в 3 раза больше, но размер не имеет значения. В составе станции было 6 научных модулей, причем последний был запущен только в 1996 году. На «Мире» установлен абсолютный рекорд по продолжительности полета - врач Валерий Поляков работал в невесомости 438 суток. Его самочувствие было хорошим, он быстро вернулся к привычной жизни. Это говорит об уникальных технологиях длительных полетов и систем жизнеобеспечения, которыми в тот момент не располагала ни одна страна.

1990-е годы – самые тяжелые для отечественной космонавтики. Денег катастрофически не хватало. Содержание станции - $200 млн в год. Деньги предложила Америка, которая задумалась о собственной станции, но не владела многими ключевыми технологиями. Российский опыт, который накапливался десятилетиями, был высосан быстро и почти задаром. На «Мире» побывали 44 американских астронавта, 9 раз пришвартовывались шаттлы. Вдобавок, США потребовали у России затопить «Мир», если она хочет участвовать в проекте МКС вместе со всем цивилизованным миром.

«Мир» не был в идеальном состоянии, спорить бессмысленно. Поломки происходили постоянно, в последние годы космонавты занимались большей частью ремонтными работами, часто в авральном режиме. Но, по единодушному мнению космонавтов, а я говорил со многими, еще минимум три года «Мир» мог работать без особых проблем. Обладание собственной станцией резко повысило бы рейтинг нашего участия в проекте МКС, где мы довольно быстро превратились в надежных, но лишенных перспективы «извозчиков». Сами американцы любят повторять, что нельзя все яйца носить в одной корзине.

Было немало проектов по спасению «Мира». В России ветераны отрасли создали корпорацию, которая аккумулировала идеи. Иран предлагал сдать в аренду «Мир», где работали бы иранские космонавты. Но руководителям отрасли хотелось сотрудничать с Америкой, ездить в командировки, просто расширить свой горизонт. Уверен, если бы была политическая воля, «Мир» можно было оставить на орбите. И это пошло бы России на пользу.

Слишком завороженно в 1990-е годы мы шли на поводу у Америки. Надежды не оправдались, в новые проекты нас не звали. Наш лучший эксперимент «Плазменный кристалл» поставлен на МКС под руководством президента РАН Владимира Фортова, но он был начат на «Мире» в 1998 году.

В 2001 году дважды Герой Советского Союза Юрий Романенко говорил мне: «Рано или поздно наши космонавты окажутся на борту международной стан¬ции, которая становится монополистом в космосе, в положении гостей, какими были иностранные визитеры на «Мире». Кто платит за ужин, тот танцует девушку. Решают деньги - в ресторане и в космонавтике».

Не случайно в новых космических программах России неизменно присутствует собственная орбитальная станция. Чаще всего ее называют «Мир-2».

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции "Вечерней Москвы".

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции