Этот безумный, безумный арт-мир
Фото: unknown

Этот безумный, безумный арт-мир

Культура
В советское время было модно критиковать «искусство ради искусства».

Считалось, что любые художества имеют смысл и ценность только в том случае, если они отражают реальную жизнь. Искусствоведы той эпохи вряд ли бы поверили, что совсем скоро едва ли не главным трендом станет «искусство ради эпатажа».

Однако же стало. И теперь порой кажется, что арт-мир сошел с ума. Режиссеры соревнуются в числе обнаженных актеров и в длине матерных тирад, несущихся со сцены и с экрана. Писатели пытаются выделиться заумными текстами без сюжета и смысла, художники — якобы концептуальными поделками из подручных средств, композиторы — какофонией, исполненной на ложках, вилках и кастрюлях. Все просто: чтобы обратить на себя внимание с помощью истинно художественных приемов, нужны талант, усилия и время. А скандал делает известным мгновенно.

В результате у неискушенного зрителя голова идет кругом. Как узнать действительно новаторское произведение среди разливанного моря эпатажной халтуры, если большинство художественных критиков на полном серьезе толкуют о куче мусора на сцене, холсте или в книге как о вкладе в искусство? Между тем, рецепт известен.

Граница между допустимым и недопустимым в творчестве, между «можно» и «нельзя», между честными исканиями и циничным расчетом существует. При виде чего-то, доселе непредставимого и бьющего по нервам, полезно задаться простым наивным вопросом: «А что, собственно, хотел художник?» Если он искал яркое средство выражения идей, новую форму их воплощения — то это искусство, пусть пока и вызывающе непривычное.

Это творческие искания вне зависимости от того, насколько они удачны. И совсем другое дело, если целью было поразить публику, вызвать шок и шумиху, любой ценой спровоцировать скандал. Когда называющие себя художниками люди рубят топорами иконы, демонстрируют свальный грех в зоологическом музее, поджигают дверь в приемной ФСБ или, скажем, выставляют анатомические препараты под видом скульптур, — это все что угодно, только не искусство, которое служит лишь прикрытием чего-то совсем иного.

В одном случае это мелкое хулиганство, во втором — наглядная иллюстрация к учебнику клинической психиатрии, в третьем — политическое выступление. Вопрос о художественности акции отпадает сам собой. Можно сказать, что художнику позволено все, что у него есть полная, ничем не стесненная свобода творчества. Но — только в рамках искусства. В уголовном праве или, к примеру, в медицинских учреждениях в ходу совсем другие нормы.

Мнение колумниста может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Человек, хорошо знающий, что красота спасет мир, никогда не пойдет на провокацию и революцию

В эфире сетевого телевидения «ВМ» сторонники и противники «культурного экстремизма» поспорили о том, есть ли в искусстве границы допустимого. (далее)

Искусство без границ в голове

В «Гоголь-центре» восемнадцать голых актеров разыгрывают сцены из спектакля «Машина Мюллер». В Театре мюзикла герои романа «Преступление и наказание» поют рок. В столичных галереях выставляются художники, которых обвиняют в экстремизме и святотатстве. (далее)

 

 

 

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Google newsGoogle newsGoogle news