Зачем Фонд кино «зажал» часть денег
Мы дожили до очевидного, но невероятного события: впервые Фонд кино «прокатил» значительную часть поступивших заявок! Причем тут важен сам мотив отказа — низкое качество проектов. Хотите цифры? Пожалуйста. Фонд кино поддержал 18 из представленных 126 (!) картин, выдав 2,5 миллиарда рублей из возможных 3,5.
Каково? А остальные деньги? Остальные оставил как «заначку» на осень, объявив дополнительный конкурс, на котором эти средства будут распределены, но уже среди не столь крупных студий.
Естественно, вызывает недоумение: а откуда вдруг такая требовательность? И что за ней стоит?
Отметая фантастическую мысль о том, что кинотеатры, наконец, зафиксировали падение интереса народа к тому, что мы не совсем корректно называем ругательным словом «блокбастеры», пытаюсь найти мало-мальски приемлемое объяснение явлению.
Может быть, сказался приход нового исполнительного директора Фонда кино — Вячеслава Тельнова, имеющего несколько другие приоритеты? Помните, в конце прошлого года в фонде поменялось руководство? Конфликт, который тогда вспыхнул между прежним руководителем Антоном Малышевым и Владимиром Мединским, заставил Малышева подать заявление об уходе. А появление «новой метлы, которая по-новому метет» — всегда потенциальная опасность.
По каким критериям она будет мести (то есть распределять средства) — неясно, поэтому, возможно, многие кинематографисты и решили подстелить соломку — подать заявку в Минкульт, а не в Фонд кино. За это предположение и факт того, что Минкульт в этом году получил 197 заявок (что значительно больше, чем в прежние годы), а в Фонд кино в то же время их поступило в полтора раза меньше, чем в 2018 году.
Но, возможно, сказалось то, что многие кинематографисты окончательно потеряли надежду на Фонд кино. Некоторые из знакомых мне достаточно крупных режиссеров с грустью говорят, что даже и не пытаются участвовать в соискании гранта этой организации. Поскольку заранее уверены, что им «не светит». Все ведь понимают, что за право быть профинансированными на этом поле традиционно борются титаны — десять крупнейших кинокомпаний страны. Чего уж тут соваться? Фонд кино поддерживает фильмы чисто коммерческие, масштабные, которые после выхода на экраны, кстати, чаще всего подвергаются критике за картонность персонажей и трафаретность сюжетных ходов. Особенно это касается военных картин.
А Минкульт в это же время делает ставку на кино авторское. Кроме того, и директор департамента кинематографии Минкульта Ольга Любимова в последние годы активно демонстрирует желание поддерживать качественное жанровое российское кино — тоже вселяющее надежду обстоятельство.
Но интересно другое: как соотносится информация о низком качестве представленных заявок с тем, что министр культуры Владимир Мединский постоянно доносит до нас мысль о том, что «уровень доверия к отечественным картинам со стороны российского зрителя неуклонно растет»? Вот ведь в прошлом году 30 процентов зрителей, посетивших кинотеатры, выбрали именно наши картины. А это и есть те самые «коммерчески успешные» фильмы, которые финансирует Фонд кино, и количество заявок на которые в этом году непозволительно низкое...
Так что же это за парадокс?
Вряд ли кто-то сегодня возьмет на себя смелость быть истиной в последней инстанции, комментируя это явление. Чтобы сделать окончательные выводы о том, какова же реальная ситуация, все-таки придется дождаться осеннего питчинга. Тогда пазлы картины сложатся в реальное полотно — что именно происходит с нашим кино, прокатом и зрителем.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции