Мой царский поезд и чучело
Читаю: дорогу основал самодержец Николай I, который помимо дороги основал также тайную полицию, не любил декабристов и вообще подавлял любое вольнодумство, начал Крымскую войну… Еще я зачем-то узнал, читая Вики, что домашнее прозвище императора – Никс, а официальное – Незабвенный. И дорогу его питерско-московскую стало быть можно именовать тоже в каком-то смысле незабвенной.
«Дорогу опробовал сам Государь Император Николай I с супругой и придворными. В 4 утра 30 августа в Москву отправился царский поезд, состоявший из 9 вагонов. Путешествие вместе с остановками заняло у царской семьи 19 часов», - пишет очередной сайт, на который я зашел по очередной ссылке из Вики. Для пытливого ума Википедия – хуже Фэйсбука: время жрет, как голодный лев. Или вот еще Одноклассники. Я несколько лет назад, наигравшись со всеми этими личными фото и раздачей оценок и подарочков, полностью удалил свой аккаунт. Тут же письма: куда ты делся, почему удалил меня из друзей? Не удалял я. Времени было раньше больше, теперь жаль его. Ныряешь в соцсеть, словно поезд в тоннель, а тоннель все не кончается.
Поезда, - шепчет разум. Стук колес, ночная остановка, - шепчет память.
В начале 90-х, когда мне было18 лет, обманув родителей о цели поездки, заняв у друзей 50 рублей, я сел в плацкарт, и отправился в июльский Адлер (навстречу одной девушке). Первое личное путешествие. Постельное белье не брал – экономил. А вот чай с лимоном заказал. Два.
В ночном вагоне пассажиров было всего семеро, шесть из них спали под стук колес. Спалось ли мне в три часа ночи? Да ни за что на свете я бы не стал спать! Проводник, обнаружив, что я в полностью открытую входную дверь, да еще и сидя на полу тамбура, курю, выдыхая дым в ночь, не сказал ничего. А молча подымил со мной.
В метре от нас мелькали то семафоры, то ночные деревья. Пахло мазутом и полынью. Поезд притормозил. Проводник, буркнув «Ну, поосторожней тут, парень», ушел к себе в купе. И вот поезд замер. Посреди ночного поля и ночных деревьев, где-то между станицами за Краснодаром. На нас бросали отсвет южные звезды. В центре черного поля торчал похожий на рогатого черта некто… Чучело, улыбнулся я. После шума от движения 12-вагонной махины тишина поля была такой, какой бывает тишина, когда ныряешь на пару метров в пустом море. Тишина изнутри. В тот момент я знал, в чем смысл жизни в данный момент. В мире цикад, звезд, черноты ночи и внутренней тишины мы простояли 14 минут, пропуская встречный поезд. 10 секунд и тронулись. Чучело плавно уплывало в хвост вагона, затем в хвост выгнувшегося поезда с редкими огнями в окнах. Прощай, чучело. Ты знало о ночи - я не знал о свободе, ты останешься в 10 метрах от рельсов – я уехал дальше. Буду ли я тебя помнить? Конечно, буду – как часть этой звездной бесконечности, смешанной с сочными запахами мазута и ночной полыни.
Как часть познанной мною внутренней тишины и первого опыта стопроцентной свободы.
Тот поезд в Адлер, хоть я и с 16 лет не помещаюсь лежа в полный рост на плацкартных диванах, по-своему был для меня царским. А путь незабвенным.
Прощай, чучело!
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции