Главное
Карта событий
Смотреть карту

Бриллиантовые вы мои

Развлечения
Бриллиантовые вы мои
Basic CMYK / Фото: «Вечерняя Москва»
Тихая, казалось бы, дата: 25 апреля 1968 года режиссер Леонид Гайдай приступил к съемкам фильма «Бриллиантовая рука». Рядовое, казалось бы, событие: 28 апреля 1969 года эта картина вышла в кинопрокат.

Ничего ведь, как говорится, не предвещало. А вышло-то в итоге вон как: 46 лет назад родилась одна из самых любимых, самых цитируемых и самых неоднозначных отечественных кинокартин.

Зрители, они — да, сразу же пришли в восторг. Зато критики — те, что входили в состав худсовета, утверждали разное. Читаешь сейчас выдержки из их рецензий, и снова лента Гайдая как будто бы перед глазами. «Миронову не везет в кино, он еще кривляется», — писал один. «Мордюкова слишком «жирно» играет, это безумная одержимая пошлость», — утверждал другой. «Светличная чересчур соблазнительна», — страдал третий. «Никулин мог бы играть острее», — предполагал четвертый. А ведь были еще пятые, восьмые, двадцать вторые...

С высоты дня нынешнего все это, конечно, выглядит полным бредом. Миронову не везет? Светличная соблазнительна? Мордюкова переигрывает? Этим бы членам худсовета показать сегодняшние «камедиклабовские» комедии, все эти «Горько»!», ремейки «Иронии судьбы», «Карнавальной ночи», «Служебного романа», «Кавказской пленницы». Вот уж где через край, через меру, через все представления о границах добра и зла. Так что смотришь нынче «Бриллиантовую руку» да диву даешься, насколько там все интеллигентно, тонко, выверено: от сюжетных линий до диалогов, от игры до мизансцен.

Кажется, что нет там фразы, которая не пошла в народ. «Я не трус… но я боюсь. Боюсь, смогу ли я, способен ли». «Леди, синьора, фрау, мисс, к сожалению, ничего не выйдет… Руссо туристо! Облико морале!». «Чтоб ты жил… на одну… зарплату!». «Наши люди в булочную на такси не ездят». «Не виноватая я! Он сам пришел!». «Как говорит наш дорогой шеф, в нашем деле главное — этот самый реализьм!».

Кажется, нет песни, что не стала бы застольной (а это ли не высшее признание?): «Помоги мне», «Остров невезения» и, конечно же, «Песня про зайцев».

Что там могло не понравиться критикам? Ну да, понятно же. У кого из мужиков не замирало сердце при виде сбрасывающей халатик Светланы Светличной! А ведь советский мужчина должен быть стоек! Кто из женщин не восторгался элегантностью Андрея Миронова, этим его «забрасыванием» челки и его брючкам-дудочкам! А ведь советская женщина должна быть скромна. Кто не цитировал шефа: «Время — деньги. Как говорится, когда видишь деньги, не теряй времени. Куй железо, не отходя от кассы!». А ведь советский человек должен ценить не материальное.

«Бриллиантовая рука», выглядящая, на первый взгляд, этакой безделицей, смешинкой, милой ерундой, на деле, если задуматься, неожиданно оборачивалась портретом каждого зрителя. Каждый находил в ее персонажах себя, свои черты, свои недостатки и свои слабости. Подозреваю, что так было и с членами худсовета...

Смеяться над другими всегда приятно. А над собой? С этим — сложнее. Но, между нами, куда полезнее!

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Комедия, которая не стареет

1 апреля 1967 года в Москве состоялась премьера фильма, которому суждено было побить все рекорды популярности, — комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».

Трудно сказать, сколько раз каждый из нас пересматривал это кино. Прошло почти пятьдесят лет, а реплики героев вызывают у зрителей все такой же повальный хохот. И пусть мы знаем их все наизусть, все равно каждый раз, когда Шурик кричит пьяным голосом: «Помедленнее, я записываю!», мы смеемся, хотя давно уже нет ни комсомола, ни партии, а обращение «товарищ» медленно, но верно уходит из нашего лексикона...(далее...).

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Подкасты