Финал взаимных обвинений
Мы с сестрицей, понятно, всегда при таких разборках уши развешивали. И очень радовались, когда слышали: «физик тему плохо объяснил, а тебе вечно некогда» или «классная руководительница совсем не контролирует посещаемость». Еще бы! Мы, оказывается, жертвы, а не лентяйки!
И только когда сама стала ходить на родительские собрания, поняла, как прав был дед. А еще увидела другую сторону медали: в школе при всех озвучивали «проколы» сыновей, о коих я не всегда была в курсе. Мало того, что через пару таких «откровений» посещать эти мероприятия уже совсем не хотелось: стыдно же! Потом еще приходилось утешать мальчишек, «подвиги» которых ехидно обсуждали одноклассники, прослышав от своих родителей, кого особенно чихвостили на собрании.
То, что коллективные встречи родителей и учителей часто превращаются в базарный спор на тему «кто виноват» - ни для кого не секрет. Более важный вопрос «что делать» в этих дискуссиях неминуемо отходит на второй план, поскольку участникам конфликта куда важнее сбросить вину на кого-то другого. Как у нас с сестрой в детстве.
И с этой точки зрения недавнее заявление главы столичного образования Исаака Калины, что «родительские собрания не должны превращаться в массовое предъявление школой своих претензий», конечно, нельзя не приветствовать. «Даже если такие требования и претензии есть к отдельным семьям, то их сегодня можно донести до родителей более персонифицировано и тактично», - отметил он в прямом эфире Московского образовательного телеканала.
Все верно. И прежде всего потому, что факт «публичной порки» ученика на родительском собрании вполне может привести к конфликту в семье и создать стрессовую ситуацию для ребенка в среде одноклассников.
«Вот, Петя Иванов отличник, а ты, балбес, опять двоек нахватал!» Или наоборот: «Петров ваш опять весь класс назад тянет, вы уж там, сынок, с ним разберитесь!» Знакомо? Увы, да. Иванова-отличника после таких не слишком дальновидных реплик мамаши, недовольной своим чадом, вполне могут запинать в отместку за выволочку. А с Петровым – вообще пойти всем скопом разбираться, в соответствии с родительскими наставлениями и в худших традициях детской жестокости.
По мнению руководителя департамента образования, папы, мамы, бабушки и дедушки учеников охотно приходили бы в школу на собрания, если бы им на встречах рассказывали, чем в школе заняты их дети, чему они научились, какие у них есть возможности учебы.
«Такие встречи рождали бы рост уважения и доверия родителей, бабушек и дедушек к своим детям и внукам, к тому, чем они занимаются в школе. Ведь это и есть главная задача взаимодействия школы с родителями, - считает Исаак Калина. - А пока многие «родительские собрания» рождают у родителей ровно противоположные чувства и еще досаду по бесполезно затраченному времени».
Но воспитание – это улица с двусторонним движением. И если педагогическое сообщество его начнет, то и родительскому стоит перестраиваться во встречный ряд. Ведь уважение к учителю, так необходимое для успешных результатов учебы, привить ребенку можно только в семье. Так что взрослые разговоры типа «школа оказывает образовательные услуги» или «ох уж эта Марьиванна» уж точно должны перейти в категорию «Не при детях».
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции