Как Крым подарили Украине
Фото: «Вечерняя Москва»Административный акт был оформлен с нарушением всех законов, и спустя несколько десятилетий порождает бурю противоречивых юридических оценок в зависимости от политической позиции. Можно ли, отрешившись от пристрастий, оценить факты, которые сомнения не вызывают?
Популярна версия, что передача Крыма - инициатива Хрущева, который хотел загладить свою вину за массовые репрессии на Украине. К тому же нужен был знатный подарок к 300-летию Переяславской Рады. Хотя непонятно, почему Россия должна делать по этому поводу подарки Украине, скорее – наоборот. Мне кажется, что если Хрущев и настоял на передаче, то его, как рачительного крестьянина, привлекли рациональные доводы. В тот момент строился крымский канал из Каховского водохранилища, и было удобно объединить все организации в рамках одной республики. Рабочих рук после выселения крымских татар не хватало, а переселенцев было легче найти в густонаселенной и степной Украине.
В любом случае, это был чистейшей воды волюнтаризм. Население не спросили - перебросили, как крепостных. Первого секретаря Крымского обкома КПСС Павла Титова, который выступал против передачи Крыма, сняли с должности. Законом было мнение партийной верхушки, и о юридическом оформлении изменения статуса Крыма не озадачились. Да и нерушимое единство страны, так казалось, укоренилось на века.
Передача Крыма была оформлена решением Президиума Верховного Совета РСФСР. Однако в Конституции СССР не было сказано, что этот орган уполномочен менять границы союзных республик. Вопрос находился в юрисдикции Верховного Совета РСФСР, но его никто не спросил. На этом основании Верховный Совет РФ 21 мая 1992 года объявил решение Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1954 года не имеющим юридической силы с момента принятия ввиду нарушения Конституции. Тогда же российский парламент поставил урегулировать вопрос с учетом волеизъявления крымского народа. Вскоре политические бури накрыли наш парламент такими волнами, что стало не до Крыма.
Что касается города русской славы Севастополя, то о нем в 1954 году, похоже, вовсе забыли. Президиум ВС РСФСР в 1948 году вывел Севастополь из состава Крымской области. Севастополь стал городом республиканского подчинения, то есть по статусу был равен Крыму. Кому бы ни дарили Крым, этот город должен был остаться в стороне от чехарды. Севастополь Украина забрала по факту, в довесок.
20 января 1991 года еще в эпоху СССР в Крымской области состоялся референдум с вопросом "Вы за воссоздание Крымской Автономной Советской Социалистической республики как субъекта Союза ССР и участника Союзного Договора?" (Крымская автономная область была упразднена в 1946 году после выселения коренного народа). В Киеве об этом плебисците не любят вспоминать. И не удивительно: 93% голосов было отдано за воссоединение Крыма и России. Но в тот период власти России не поддержали волеизъявление крымчан. К тому же была надежда, что бывшая союзная республика Украина, ближе которой для России не было никого, обойдется с Крымом по-человечески.
Кстати, референдум о выходе Украины из состава СССР в декабре 1991 года был проведен в Крыму тоже с нарушением закона. Потому что по Конституции СССР в автономной республике должен проводиться свой отдельный референдум о ее вхождении в отделяющуюся республику или о сохранении места в составе Союза. С какой стороны ни посмотри, у Украины на Крым – птичьи права.
В мае 1992 года ВС Крыма и принял решение о независимости, была принята конституция. Президентом Крыма был избран Юрий Мешков. Пора неопределенности для Крыма длилась три года. Киев давил, а Россия не имела политической воли. В 1995 году Конституция Крыма была отменена, упразднено президентство. Началась ползучая украинизация.
В марте 2014 года жители Крыма по сути повторили результат референдума 1991 года и численно даже превзошли его. 97% голосов было отдано проголосовали за возвращение в Россию. Историческая правда восторжествовала. А законы надо все-таки уважать.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции