Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Поэт, не знающий промашек

Развлечения
11_ОЛЕСЯ_НИКОЛАЕВА.jpg
11_ОЛЕСЯ_НИКОЛАЕВА.jpg
Без преувеличения могу сказать, что поэт Марина Цветаева, 123-летие со дня рождения которой отмечается 8 октября, была демоном моего отрочества и юности.

Синий том из «Библиотеки поэта» лежал, зачитанный, у меня под подушкой. Она сразу задала такой тонус моей душе, такое напряжение жизни, которые формировали и характер, и мироощущение.

Цветаевское кредо: «Одна из всех – за всех – противу всех» стало на какое-то время и моей жизненной позицией. Это превышение чувств, эта «безмерность в мире мер», где правит уже даже не любовь, а обожание, не почтение, а преклонение, не удивление, а восхищение и восторг, осознавалось мною как норма поэтического поведения, предполагавшего, что надо бросить вызов этому миру. А умереть надо непременно «на заре», и мне казалось едва ли не предательством вот так как-то прожить в простоте, в поденной заботе и теплохладности, и чего-нибудь не отчебучить, не выкинуть какое-то коленце… Словом, этот романтический образ поэта, трагического героя, непонятного и не понятого миром, осознавалось тогда мною как некое долженствование – такова была сила обаяния цветаевских стихов. Такова была мощь ее поэтического дара и искусства. Писать «образцово» (ее собственное словцо), заклинать словом темные стихийные бездны – это сделалось целью жизни.

И все же в чем поэтическая магия Марины Цветаевой и почему именно она и именно сегодня так нам необходима – в век бесформенности, оскудения личности и отсутствия ярких человеческих характеров? Я думаю, что одной из причин этого является та безукоризненная точность, с какой попадает в цель ее поэтическое слово, создающее новую реальность. Но точность – это достояние высшего мира: недаром в греческом языке одно и то же слово – амаратима – означает «промах» и «грех». Промахнуться – это и значит «согрешить». Вот мы и оказались ныне в мире, где происходят бесконечные «промашки»: все мимо, все вкруг да около, все не о том и не туда.

Это мир фикций, мнимостей, теней, отражений в кривых зеркалах. Это мир, где реальность и смысл, которые должно объединять в себе слово, разошлись. А это и есть гееннская прорва бессмыслицы. Еще в школе на уроке английской литературы меня поразила строка ныне забытого мной английского поэта, выразившего эту мысль: «Ад неточен». Именно этому миру симулякров, приблизительностей, ложных сущностей и лживых эфемерностей противостоит поэт, каждое стихотворение которого – это художественное изделие, воплощенный смысл, то, что соединяет в себе земное и небесное, реальное и идеальное, зримое и провидческое, явное и вечно-таинственное.

Как это у Цветаевой? «Одна из всех – за всех – противу всех».

Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы».

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.