Она, как прежде, не верит слезам
Ольга Кузьмина / Фото: IVANDIKOV IGOR

Она, как прежде, не верит слезам

Общество
В феврале 1981 года американская киноакадемия признала лучшим фильмом на иностранном языке ленту «Москва слезам не верит» и вручила ей «Оскар».

Режиссер Владимир Меньшов узнал об этом из сообщения в программе «Время» 1 апреля и понял — розыгрыш. Однако 148 минут действия без крови и желчи, искренний рассказ о судьбе и надежде на счастье, правда, «купил» своей непосредственностью и помпезную киноакадемию, а потом и западный мир, не говоря о том, что в советском прокате его обошли только «Пираты XX века». Годы идут, и мы невольно присутствуем при обыкновенном чуде: лента не просто не стареет, а набирает новые обороты в номинации «актуальность».

Хотя как может состариться мечта о счастье...

Об этом фильме, прохладно принятом советской критикой, можно говорить бесконечно. Так же, как и смотреть его, пытаясь разгадать секрет не «спущенного сверху» успеха. Хотя, конечно, существует неписаный закон кинематографа: ни один из фильмов, ставших кассовыми, как кассовый не замышлялся. Как-то прочла размышления по этому поводу сценариста и киноведа Олега Ковалова. Он заметил, что и Коппола снимал «Крестного отца» как рядовую гангстерскую картину, бешеного успеха ничто не предвещало, но «фильм попал в зону общественных ожиданий».

Какая точная фраза — зона общественных ожиданий! Но чтобы попасть туда, надо было нахлебаться общежитий, как нахлебался их по молодости Меньшов, шкурой прочувствовать, насколько не верит Москва слезам и чему верит на самом деле. А сколько было мутного и тяжелого на иной ее стороне! Тот же Ковалов подмечал: «Интеллигенция почувствовала, что в фильме совершается ревизия прошлого, ревизия либеральной мысли. Именно подобного отношения к своим священным мифам интеллигенция не могла простить Меньшову никогда…» Чего не навешивали только на фильм и режиссера! Меньшов говорил: «Чем больше был успех картины и признание у зрителя, тем большим ничтожеством в глазах своих коллег я становился…» Эстеты брезгливо объясняли успех ленты невзыскательностью зрителя, снобы морщили носы.

И, как всегда, не нашлось пророков в своем отечестве — акценты расставил «Оскар». Там — понравилось.

Вечером пересмотрела фильм. Опять защипало в носу, где надо. Злилась на Рудольфа-Родиона, изумлялась Гоше. Всхлипнула над «Как долго я тебя искала» — все как в первый раз. И вспомнила забавную деталь. Говорят, Рейган с десяток раз смотрел этот фильм перед встречей с Горбачевым, силясь понять загадочную русскую душу. И признал, что ему это не удалось. А в этом, думаю, и заключен секрет картины. Что Рейган! Мы и сами-то ее не понимаем! 

Мнение колумниста может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы».

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Google newsGoogle newsGoogle news