Главное
Карта городских событий
Смотреть карту

Дорожайшее из искусств

Развлечения
Счетная палата РФ рекомендовала Минкульту выдавать кинокомпаниям субсидии на новые фильмы, учитывая успех их предыдущих проектов.

Из всех искусств для нас важнейшим является кино. И одним из самых затратных для бюджета — дополню я дедушку Ленина. Наконец Счетная палата добралась до отечественной киноиндустрии, которая при активной поддержке Минкульта так же активно осваивает деньги, выделяемые на национальные фильмы. Ну не хотят наши художники быть голодными — а родное министерство их и не бросает, а бережно холит и лелеет, прощает провалы, гладит по головке и снова раздает бюджетные миллиарды.

Почти 18 миллиардов было направлено на производство национальных фильмов. Фильмы-то производились, и мы их даже видели или хотя бы о них слышали, но механизм отбора получателей показался аудиторам не слишком прозрачным. Вот никак палата не поймет, почему одни компании от экспертного совета Минкульта получают львиную долю бюджетного пирога, а другим остаются лишь крохи? Может, из-за исключительно талантливых и сверхприбыльных фильмов, выпускаемых командами мэтров отечественного кинематографа, лидеров получения субсидий? А может быть, потому, что мэтры входят в этот самый экспертный совет? Или это совпадение? Не думаю, что в Счетной палате верят в такие совпадения, но и открыто никого не обвиняют, а лишь говорят о «рисках финансирования из бюджета аффилированных проектов», а проще говоря — о коррупционной составляющей.

Дорожайшее из искусств Почти 18 миллиардов было направлено на производство национальных фильмов / Фото: www.sxc.hu

В самом деле, так и не разработаны критерии отбора заявок для получения субсидий. Иначе как бы экспертный совет смог снова давать кусок пирога автору проекта, откровенно провалившему предыдущий прокат. Там, где большие деньги — искусству места нет. Иначе как объяснить, что продукт, изготавливаемый современной отечественной кинематографией, — в подавляющем большинстве не интересен даже самим россиянам. Да, свой хайп отдельные фильмы могут словить в первые недели ажиотажа, но практически все они — проекты-однодневки. Вот в этом и вся драма с элементами детектива нашего современного кинематографа: для тех, кто получает субсидии, ключевым критерием является не интерес зрителей (сборы в прокате), а выгода любой ценой, даже ценой провала. И именно поэтому национальная киноотрасль пребывает в жестоком кризисе, и творческом в том числе.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Деньги как оценка качества

Колонка обозревателя «Вечерней Москвы» Никиты Камзина:

Беспокойство Счетной палаты за финансирование кинокартин понятно. Деньги большие, а вот результат не всегда соответствует высоким ожиданиям...(далее...)

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Подкасты