Нужно слышать друг друга
Особенно часто с конфликтами сталкиваются подростки. Это происходит в силу их возраста, физиологических особенностей. Дети сталкиваются с непониманием со стороны родителей, друзей, учителей.
Решать спорные, сложные ситуации детей могут их родители. И в первую очередь нужно создать дома такую среду, в которой ребенок не будет бояться высказываться. Нужно начать говорить о проблеме, о том, что беспокоит. Я всегда говорю и родителям, и подросткам, что никто не обязан догадываться, что нам что-то нравится или нет. Люди не телепаты, поэтому нужно уметь говорить и выражать свои мысли. Также обеим сторонам конфликта нужно научиться слушать и слышать друг друга.

Второй шаг — вносить предложения. Если что-то не нравится несовершеннолетнему или его родителю, то нужно попробовать договориться. Например, мама не будет проверять домашнее задание и напоминать о необходимости его выполнения, а ребенок взамен сам будет его делать до определенного часа. Или еще один яркий пример из моей практики: родители не разрешали общаться ребенку с определенной компанией. Где-то услышали о ней плохие отзывы, но лично с ребятами не были знакомы. В этой ситуации мы предложили родителям получше узнать друзей своего ребенка, позвать их в гости или сходить куда-то вместе. В итоге родители убедились, что ничего страшного нет, конфликт был успешно разрешен. Обе стороны получили то, что хотели: родители убедились в безопасности ребенка, а ребенок получил возможность продолжать общение с теми, кто ему нравится. Но важно учесть, что за один разговор все вопросы решить, скорее всего, не получится. Нужно все делать постепенно.
В разговоре нужно уйти от эмоций. Они будут только мешать. Этому важно научиться и родителям, и детям. Если диалог будет спокойным и конструктивным, стороны смогут услышать друг друга и договориться. Также нужно понять причину конфликта, например, почему ребенок прогуливает школу. Может быть, у него конфликт с одноклассниками или с педагогом, или что-то еще произошло. Умение решать конфликтные ситуации — это полезный навык. Он во многом будет влиять на будущее человека. Если навык отсутствует, то во взрослой жизни могут быть проблемы. Я сталкивался с ситуацией, когда человек в возрасте 30 лет не мог найти общий язык со своими родственниками. Пришлось вмешиваться специалистам. Поэтому так важно научить детей этому как можно раньше, чтобы уже в подростковом возрасте они пробовали сами справляться со сложностями.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции