Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Анекдот про людоедов. На смерть Чаплина

Общество
Есть хороший анекдот: «Убил прекрасный принц злого людоеда и съел его». Мы можем наблюдать, как он воплощается в жизнь всякий раз, когда в России умирает человек известный — кем-то уважаемый, а кем-то ненавидимый. Неравнодушная аудитория комментаторов условно делится на два лагеря — «либералов» и «патриотов».

Члены враждебной партии быстро припоминают умершему, чем именно он ей не угодил: когда и что не так сказал, в каких неправильных организациях участвовал, о ком из милых их сердцу покойниках отзывался плохо. Начинаются разговоры, как на самом деле незначительна эта смерть. Долгое, очень долгое и громкое исполнение куплета «Как нам безразличен этот труп» сменяется припевом в виде известного афоризма: «Умер Максим, ну и фиг с ним!». Это хоровое пение обычно становится сигналом к старту полного шабаша: откровенное глумление над именем покойного и обстоятельствами его смерти сменяют друг друга.

Подобное беснование началось и после смерти священника Всеволода Чаплина. Правды ради надо заметить, покойный не старался выглядеть симпатичным и добродушным человеком. Наоборот, в резкости формулировок ему нравилось доходить до пределов, которые многим (в том числе и мне) казались недопустимыми. Но то, что случилось после его смерти, напоминает пожирание тела людоеда прекрасными принцами.

Тут тебе и каламбуры по поводу тождества его фамилии с именем известного американского комика, и картинки, как он якобы пишет из ада, что там говорят на украинском языке, и высмеивание того, как он умер возле храма после службы.

Признаюсь, мне глубоко отвратительно подобное поведение. И оно было не менее отвратительно, если его позволял себе сам отец Всеволод. Но есть нюанс.

Анекдот про людоедов. На смерть Чаплина Протоиерей Всеволод Чаплин скончался на 52-м году жизни / Фото: Антон Гердо / Вечерняя Москва

Мы живем в жестокое время, когда цинизм, бескультурие и брутальность стали основой языка публичной политики. Поэтому, когда Чаплин высказывался в том же стиле, слушать его было неприятно, но неудивительно. Ведь этот человек из года в год пытался заявить о себе именно на политическом поле. А там далеко не каждому удается продержаться долго, если не готов казаться публике троллем и хамом.

Но когда люди, которые противостоят существующему политическому мейнстриму и его эстетике, начинают вести себя так же грубо, мне становится совсем не по себе. Я не знаю почему, но у русских людей начисто исчезло стремление казаться мудрыми и благородными. Требовать быть таковыми не могу, а вот «казаться» — вполне.

Еще древние греки чувствовали, что в смерти есть молчаливое величие, которое всех уравнивает и выводит за пределы сиюминутных обстоятельств. Помните, в гомеровской «Илиаде» Ахиллес отдает царю Приаму тело его сына Гектора, которого сам он и убил в поединке? Отец и убийца вместе скорбят над трупом, оплакивая его судьбу и свое трагичное будущее. Это поведение абсурдно с точки зрения обывательской логики, но именно поэтому оно благородно и в нем открывается пространство для метафизической мудрости.

Конечно, я не жду, что во времена интернета какое-то событие может избежать участи быть опошленным. Разумеется, нет. И в более благородные эпохи на смерть известных людей сочинялись язвительные стишки и памфлеты (зачастую талантливые и резкие). Просто тогда это было прерогативой маргинальной среды. А теперь пляски на костях становятся мейнстримом. И их исполняют люди в статусе творцов и хранителей высокой культуры.

Кажется, я только сейчас понял, что именно не устраивает меня в глумлении над смертью Всеволода Чаплина моих знакомых и друзей, которых я привык считать представителями новой культурной аристократии.

Во-первых, отец Всеволод Чаплин всего лишь заигрывал с публикой резкостью своих высказываний, в быту оставаясь человеком деликатным и склонным к эмпатии (это я готов засвидетельствовать лично). Те же, кто позволяет себе глумиться над его смертью, самим фактом такого глумления с этой публикой себя отождествляют. То есть впадают в грех гораздо больший, чем у священника.

Во-вторых, меня пугает та легкость, с которой наши приличные люди переходят к жестокости и ее оправданию. Невольно закрадывается мысль: отличимы ли они от тех, кого осуждают? Или, случись им одержать верх на политическом поле, мы опять увидим, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется? Кажется, именно так.

А если так, то из измерения «злые людоеды — прекрасные принцы» мы переходим в измерение «сытые людоеды — голодные людоеды». И для меня как мыслящего куска мяса сытые людоеды предпочтительнее. Потому что так безопаснее.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.