Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Нельзя возвращать Дзержинского на Лубянку

Общество
Фараон Аменхотеп IV провел в Древнем Египте религиозную реформу. Он решил отказаться от язычества и директивно ввел одного Атона — бога солнечного диска. Даже имя себе поменял: теперь его стали звать Эхнатоном, то есть «угодным Атону». Вслед за фараоном простые люди стали брать себе новые имена, более созвучные эпохе и линии партии.

Прежние статуи богов сносили, их имена и изображения зачеркивали на стелах, а в честь нового божества возводили многочисленные храмы. Потом, когда Эхнатон умер, все его великие религиозные реформы были решительно свернуты. Старый ареопаг вернулся из временной ссылки, а имена великих сподвижников фараона-реформатора оказались под запретом: их начали отовсюду вымарывать, как ранее вымарывали бывших кумиров…

Великая французская революция тоже к делу подошла решительно: храмы рушили, священников вешали, улицы и даже месяцы года переименовывали на новый манер. Люди придумывали себе иные имена взамен старорежимных. Прошел десяток лет, и все вернулось на круги своя. Месяцы вновь обрели свои прежние названия; революционные имена стали казаться глупыми; тех, кого не успели гильотинировать, реабилитировали; в общество вернулись консервативные ценности; временные истуканы, символизирующие пролитую кровь, были сброшены с пьедесталов.

Нельзя возвращать Дзержинского на Лубянку Памятник Дзержинскому в Москве перед демонтажем в августе 1991 года / Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости

Русская революция повторила все это в деталях. Реки крови, уничтожение поповщины, разрушение храмов, штамповка новых кумиров, чьи статуи с поднятой рукой украсили площади всех городов. Между тем над революционными именами начали смеяться уже через поколение. И действительно, Даздраперма — что может быть нелепее? Марксистское вероисповедание выбросили на помойку как не оправдавшее доверие, памятники царям поставили обратно, истуканов кровавого режима посносили. Заговорили о консервативных ценностях.

Казалось, вспышка временного помешательства утихла. Казалось, ничего нового в мировой истории не случилось. Однако обратный ход социального маятника вдруг породил в некоторых умах идею: а давайте вернем Дзержинского на место, это же наша история, преемственность! Интересно, что сказали бы немцы, если бы кто-то предложил восстановить памятник Гитлеру или хотя бы Геббельсу, мотивируя это исторической необходимостью? Интересно, о какой преемственности речь, если даже политический и экономический строй у нас совершенно иной: не тот, который защищали прототипы каменных истуканов?

Я понимаю, Аменхотеп на пару с Эхнатоном и их последователи — наше великое прошлое. Но это не повод повторять ошибки.

МНЕНИЕ «ЗА»

Геворг Мирзаян: Поставьте на место Железного Феликса

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.