Главное
Истории
Премии

Премии

Питер ФМ

Питер ФМ

Cарафан

Cарафан

Бальзам звездочка

Бальзам звездочка

Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Секрет Успеха. Наталья Павлова. Блиц

Секрет Успеха. Наталья Павлова. Блиц

Территория женщин. «Женский мозг». Шортс

Территория женщин. «Женский мозг». Шортс

Тренд: режим пещерного человека

Тренд: режим пещерного человека

Полицейский с Петровки. Какие сегодня обязанности у сотрудников конной полиции?

Полицейский с Петровки. Какие сегодня обязанности у сотрудников конной полиции?

Электричка как жизнь

Общество
Дата некруглая, но для города памятная: 3 августа 1929 года с перрона Ярославского вокзала (тогда, правда, он назывался Северным) тронулось чудо техники — поезд на электрической тяге. Первая московская электричка состояла из трех вагончиков. И неважно, что 17 километров до Мытищ они еле тащились, словно не веря, что энергию для вращения колес действительно может дать натянутый над путями контактный провод.

В тот день стало понятно, что этот новый вид транспорта имеет самые блестящие перспективы. Для массовых пассажирских перевозок в область и обратно до сих пор не придумано ничего лучшего.

Электричка — как жизнь. Так же стремительна и так же изменчива. Помните советские вагоны с деревянными лакированными скамьями? Немытые окна с двойными стеклами и «форточкой» наверху, из-за которой вечно собачились пассажиры: одним душно, другие боятся простыть. В тамбурах дым коромыслом, там висели таблички: «Место для курения». Вот это была настоящая толерантность! Только курильщики не понимали своего счастья. Веселые стайки «зайцев», на остановках перебегающих в вагоны, где уже прошли контролеры. Объявления, что поезд отменяется по техническим причинам или опаздывает на неопределенное время.

А штурм переполненных вагонов в час пик! Главное — точно рассчитать, где откроются двери, чтобы оказаться там первым. Втиснулся, и можно расслабиться, дыша сегодняшним завтраком случайного соседа или его амбре после вчерашнего. «Выходите на следующей?» — «Если выпустят».

Электричка как жизнь Фото: Софья Сандурская / АГН Москва

Отчего ж теплеет в груди, когда вспоминаю эти вагоны? Не из-за цен же? Да, билет до Москвы стоил 15–20 копеек, но ведь сегодня даже дешевле, если сделать поправку на зарплату. Может, потому, что в тех электричках прошла часть нашей жизни? Это был своего рода клуб — на перроне обязательно встретишь знакомых, пока едешь, узнаешь все новости. В вагонах читали газеты, ругались, рассказывали анекдоты, играли в карты, ели и выпивали, причем налить соседу казалось естественным. И знакомились, как герои фильма «Москва слезам не верит».

Если вы жили в ту эпоху, то легко отгадаете загадку: «Длинная, зеленая и пахнет колбасой». Да это же электричка «Москва — Рязань»! Народ из ближайших областей, где в магазинах было шаром покати, регулярно мотался в столицу за продуктами. Теперь трудно понять, зачем тащить из Москвы тяжеленные сумки, если все можно купить около дома. А скользящие по рельсам МЦД красно-белые «Иволги» совсем не похожи на продуктовые караваны моей юности.

Широкие двери посреди вагона, огромные светлые окна, кондиционер, туалет и даже гнездо для зарядки смартфона, в который утыкаешься, едва плюхнувшись в мягкое кресло.

Удобно, тихо, комфортно. Только немного скучно.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.