Карта городских событий
Смотреть карту
Сторис
Незваные гости в туалете

Незваные гости в туалете

Извержение вулкана в Испании

Извержение вулкана в Испании

Бодипозитив в СССР

Бодипозитив в СССР

Смертельная еда

Смертельная еда

Волшебные места Москвы

Волшебные места Москвы

Советское детство: игры во дворе

Советское детство: игры во дворе

Опасные маршруты

Опасные маршруты

Маньяки СССР

Маньяки СССР

Русская муза Сальвадора Дали

Русская муза Сальвадора Дали

Электричка как жизнь

Общество
Дата некруглая, но для города памятная: 3 августа 1929 года с перрона Ярославского вокзала (тогда, правда, он назывался Северным) тронулось чудо техники — поезд на электрической тяге. Первая московская электричка состояла из трех вагончиков. И неважно, что 17 километров до Мытищ они еле тащились, словно не веря, что энергию для вращения колес действительно может дать натянутый над путями контактный провод.

В тот день стало понятно, что этот новый вид транспорта имеет самые блестящие перспективы. Для массовых пассажирских перевозок в область и обратно до сих пор не придумано ничего лучшего.

Электричка — как жизнь. Так же стремительна и так же изменчива. Помните советские вагоны с деревянными лакированными скамьями? Немытые окна с двойными стеклами и «форточкой» наверху, из-за которой вечно собачились пассажиры: одним душно, другие боятся простыть. В тамбурах дым коромыслом, там висели таблички: «Место для курения». Вот это была настоящая толерантность! Только курильщики не понимали своего счастья. Веселые стайки «зайцев», на остановках перебегающих в вагоны, где уже прошли контролеры. Объявления, что поезд отменяется по техническим причинам или опаздывает на неопределенное время.

А штурм переполненных вагонов в час пик! Главное — точно рассчитать, где откроются двери, чтобы оказаться там первым. Втиснулся, и можно расслабиться, дыша сегодняшним завтраком случайного соседа или его амбре после вчерашнего. «Выходите на следующей?» — «Если выпустят».

Электричка как жизньФото: Софья Сандурская / АГН Москва

Отчего ж теплеет в груди, когда вспоминаю эти вагоны? Не из-за цен же? Да, билет до Москвы стоил 15–20 копеек, но ведь сегодня даже дешевле, если сделать поправку на зарплату. Может, потому, что в тех электричках прошла часть нашей жизни? Это был своего рода клуб — на перроне обязательно встретишь знакомых, пока едешь, узнаешь все новости. В вагонах читали газеты, ругались, рассказывали анекдоты, играли в карты, ели и выпивали, причем налить соседу казалось естественным. И знакомились, как герои фильма «Москва слезам не верит».

Если вы жили в ту эпоху, то легко отгадаете загадку: «Длинная, зеленая и пахнет колбасой». Да это же электричка «Москва — Рязань»! Народ из ближайших областей, где в магазинах было шаром покати, регулярно мотался в столицу за продуктами. Теперь трудно понять, зачем тащить из Москвы тяжеленные сумки, если все можно купить около дома. А скользящие по рельсам МЦД красно-белые «Иволги» совсем не похожи на продуктовые караваны моей юности.

Широкие двери посреди вагона, огромные светлые окна, кондиционер, туалет и даже гнездо для зарядки смартфона, в который утыкаешься, едва плюхнувшись в мягкое кресло.

Удобно, тихо, комфортно. Только немного скучно.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Google newsYandex newsYandex dzenMail pulse