Главное
Карта городских событий
Смотреть карту

Собравший все пазлы ХХ века

Общество
25 сентября этого года исполняется 115 лет со дня рождения Дмитрия Шостаковича. Свою первую симфонию он написал в 19 лет и в 20 стал известен; ныне этот возраст считается ну только что не подростковым. Если не знать, сколько лет автору шедевра, подумаешь, что его создавал человек поживший, никак не безусый юнец. Это временное несовпадение не может не поражать. Впрочем, к гениям с общим лекалом не подойдешь.

Жизнь Шостаковича — синусоида, в которой взлеты перемежались падениями, но только не в смысле таланта — он-то оставался неизменным. В молодости он работал тапером, что представить трудно, как невозможно представить и то, что в его опере «Катерина Измайлова» углядели (услышали) признаки антинародности. После этого клейма, поставленного статьей «Правды», произведения гения на время исчезнут с афиш.

Во время войны Шостакович, профессор ленинградской консерватории, будет тушить «зажигалки» как член добровольной пожарной дружины и создаст страшный портрет нацизма, нарисовав его жесткими музыкальными красками Ленинградской симфонии. Журнал Time подпишет обложку с изображением композитора в пожарной каске: «Пожарный Шостакович». Тот, что «среди разрывов бомб в Ленинграде услышал аккорды Победы».

Да, сила его музыки вселяла веру в победу лучше слов. Но уже в 1948-м Шостаковича, Прокофьева и Хачатуряна обвинят в «формализме». Шостаковича уволят из консерватории. Опала пройдет через год, в прихожей у него всегда будет стоять чемоданчик. Он жил в страхе, что однажды его заберут.

Собравший все пазлы ХХ века Первый заместитель директора — главный хранитель фондов ЦГА Москвы Елена Григорьевна Болдина показывает найденные в архиве ранее не известные ноты Шостаковича / Фото: Антон Гердо / Вечерняя Москва

Он писал музыку в стол, сохраняя в душе свободу. В реальной жизни его мучили двойственность времени и необходимость приспосабливаться под обстоятельства, но в творческом своем полете он не боялся ни силков, ни выстрела. И в юбилейные дни его музыка — такая современная, яркая и глубокая, рассказывает о нем больше, чем любые слова. Над огромным архивом композитора работают исследователи и музыканты. Шостакович — это классика и авангард, мудрость, серьезность и игривая шутка. Это сама жизнь, со всеми ее красками, а еще — нелицедейная гордость страной, причинившей ему немало боли, но остававшейся любимой.

...Наследие Шостаковича — бумаги, свидетельства титанического труда и море музыки, иными словами — работа и творчество. Чем не основа для национальной идеи! Сейчас она у нас замкнулась на теме детства. Это хорошо. Может быть, воспитание и образование детей нужно начинать с погружения в мир музыки Шостаковича, собравший все пазлы ХХ века, кроме последнего времени, времени златоустов-приспособленцев: он ушел, не дожив до него...

Музыкой Шостаковича восхищался и другой талант, Микаэл Таривердиев, рассказ о котором вы прочтете в этом номере. Они оба — не наше «вчера». Они — наше сегодня.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Подкасты